Аналогичную ситуацию мы видим в истории воспитания. Воспитание непосредственно вплетено в общество. Смысл воспитания определяется тем, что человек по мере своего взросления все более включается в ту или иную форму человеческой деятельности. Но чем более развивается общество, чем более усложняется культура, тем более расширяется пространство воспитания, и тем более воспитание становится отдельной самостоятельной сферой общества. Собственно, уже в первобытное время появляются специальные институты воспитания, то есть воспитание начинает свое бытие в качестве самостоятельной сферы общества.
Однако еще менее осознается все пространство воспитания. Реально осознается лишь малая часть воспитания, подобно тому, как до сих пор изучается лишь малая часть педагогического сознания, да и то в основном теоретическая часть.
В силу этого понимание воспитания не должно ограничиваться и сводиться только к фактам целенаправленного формирования человека. Воспитание осуществляется в бесконечно широком пространстве, подобно тому как формирование мышления происходит не только тогда, когда человек изучает школьные учебные предметы или науку, но оно происходит в ходе всей его жизни, начиная с рождения. И только в единстве общих и специальных механизмов возможно становление, формирование и развитие человека.
Воспитание есть процесс усвоения человеческой культуры, благодаря которому человек овладевает основным способом отношения к миру – материальному и духовному. То есть человек не просто осваивает культуру, но благодаря культуре он по-человечески осваивает мир. Воспитание и есть тот процесс, который вводит человека в сам способ освоения культуры и через этот процесс выводит человека на освоение мира в его человеческих формах. Если сказать образно, то воспитание есть живая связь, живой мост, связывающий потенциального человека с реальным человеческим началом, реальным человеческим бытием, есть тот «генетический код», через который человек входит в человеческий образ освоения мира через овладение разными формами человеческой культуры.
Таким образом, сущность воспитания состоит в том, что оно есть не просто способ обретения социального опыта, но механизм, развивающий человеческое начало в человеке, связывающий человека с его человеческим бытием; оно есть процесс, в котором и происходит формирование и развитие человека, благодаря освоению им человеческого отношения к миру материальному, миру сущностному и миру духовному. И именно поэтому воспитание является родовой формой деятельности, наряду с другими фундаментальными формами деятельности человека, которую не может заменить никакая другая деятельность. И в силу этого воспитание несет в себе всеобщее, родовое начало, подобно другим формам человеческой деятельности: мышлению, речи, труду и т.п.
Структура воспитания
Приступая к анализу структуры воспитания, мы, прежде всего, должны оговориться, что в последнее время появились работы, в которых обосновывается мысль о необходимости замены категории «воспитание» категорией «образование». Не переходя к изложению истории последней категории, укажем, что это понятие в русском языке, в русской педагогической терминологии отражает все-таки процесс и результат обучения, процесс формирования интеллектуальной сферы человека в учебных учреждениях. Мы не скажем «человек получил домашнее образование», за исключением тех случаев, когда человек по каким-то причинам обучался дома, но говорим «получил семейное воспитание» и т.д.
Естествен вопрос: почему же понятие «образование» обретает сегодня такое широкое применение? Это объясняется тем, что школа уже в XIX веке стала очень значимым социальным институтом, занимая все большее место в жизни общества и отдельного человека. И его роль с каждым годом все возрастает. Закономерно, что в последние два десятка лет, пожалуй, все ведущие страны мира приняли стратегические решения по развитию своих систем образования. И уже в таком принятии решений, независимо от их реального содержания, выражено понимание определяющей роли образования в развитии современного общества.
Конечно, Россия сегодня еще далека от принятия подобного рода решений. Более того, сегодня немало детей России оказалось вне образования. Однако это только издержки больного общества. Выздоровление общества непременно потребует не только восстановления всеобщего среднего – буквально накануне 1 сентября 2007 г. Президент РФ В.В. Путин подписал соответствующий указ, – но и, несомненно, – организации всеобщего высшего образования, разумеется, с известными оговорками: не все люди могут освоить высшее образование.
В том, что понятие «образование» становится доминирующим понятием, сыграло свою роль и то, что современная педагогика в основном изучает только институт школьного образования, в меньшей степени – профессионального, но не воспитание в целом. В этой связи можно обратить внимание на анализ пространства воспитания, которое в настоящее время представлено в педагогической литературе, в том числе и в историко-педагогической. По сути, ни одна статья в российских педагогических энциклопедиях, посвященных воспитанию, не содержит описания и анализа целостной системы воспитания. Мы не можем назвать ни одного учебника педагогики, который бы анализировал воспитание в целом, и даже совокупность всех институтов воспитания. Нет этого описания и в учебниках истории педагогики, в том числе и современных. Фактически вся изучаемая проблематика в них сведена к описанию истории школьного воспитания, то есть образования. Между тем в них фактически не анализируются некоторые основополагающие сферы воспитания в их историческом развитии, в частности семейное, профессиональное. Заметим, что сами историки XIX века видели эту ситуацию и указывали на нее: Л.Н. Модзалевский [344], П. Монро [346], К. Шмидт [569] и др.
В силу вышесказанного основополагающей категорией нашей работы мы выбрали категорию воспитания.
Воспитание, как и любая другая деятельность, имеет свою особую структуру, определяемую ее предназначением. Воспитание по своему исходному предназначению включает человека в человеческую жизнь и поэтому изначально выступает не как форма освоения той или иной всеобщей (трудовой, познавательной и т.д.) или частной деятельности, подготовки к добыванию хлеба насущного или открытию научной истины, развития тех или иных способностей, но оно изначально выступает как всеобщая интегративная деятельность, направленная на развитие человечности и, благодаря этому, на включение человека в человеческую жизнь.
Исходно воспитание включает в себя многие виды воспитания: духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д., и поэтому оно подобно белому цвету, несущему в себе совокупность всех цветов.
Характеризуя структуру воспитания, мы должны выделить его основные виды: духовное, душевное и телесное.
Духовное (нравственное) воспитание направлено на формирование способа взаимодействия человека с Богом, и на этой основе – с миром. Это воспитание отношений. Можно согласиться с В.С. Соловьевым [489] в том, что в основе нравственного отношения к миру лежат три уровня: отношение к Высшему (Богу), отношение к равному (человеку) и отношение к низшему (живому); последнее, по сути, есть то, что сегодня составляет экологическое воспитание. С этих позиций нельзя не видеть, что экологическое воспитание без связи с двумя первыми аспектами нравственного воспитания едва ли плодотворно. Будет ли любить человек живое, если он ненавидит другого человека и не слышал о Боге?
Важнейшая функция нравственного воспитания – формирование образа жизни человека, его отношений с другими людьми.
Душевное воспитание включает в себя:
а) интеллектуальное (теоретическое) воспитание – формирование способа познания мира в его рациональной и эстетической форме;
б) волевое воспитание – формирование характера;
в) эмоциональное воспитание – формирование чувств.
Телесное воспитание – формирование практического способа взаимодействия человека с миром. Оно направлено, с одной стороны, на физическое развитие и формирование человека, а с другой – на практическое освоение материального мира.
Чем более сложным становится воспитание, тем больше выделяется в нем отдельных видов и составных частей. В свою очередь, и отдельные виды воспитания становятся все более сложными: и по целям, и по содержанию, и по организации. Например, интеллектуальное воспитание – это особый, сложнейший мир, представленный своими целями и задачами, разнообразным содержанием, своей организацией, своими технологиями, своими многочисленными учреждениями.
Исходные компоненты – субъекты воспитания.
При этом субъекты воспитания, как и в познании, и в труде, менее всего могут быть сведены к отдельным индивидам. И на одном, и на другом полюсе субъектами могут выступать не только отдельные индивиды, но и социальные институты, сферы и общество в целом.
Важнейшим компонентом воспитания является цель, то есть тот результат, который должен быть достигнут в ходе воспитательного процесса.
Содержание воспитания – совокупность тех ценностей, которые должен освоить человек в процессе воспитания. Содержание есть то, в чем или на материале чего реализуется цель воспитания. Но содержание само по себе безжизненно. Чтобы оно перешло в жизнь, нужен процесс его освоения. И этот живой процесс можно назвать организацией воспитания.
Важнейшим компонентом организации является технология воспитания, под которой следует понимать непосредственный способ освоения содержания.
Однако это только представление об общей структуре воспитания, которая, безусловно, усложняется по мере развития воспитания. Так, например, цель воспитания вырастает в современном воспитании в громадное древо общих и частных целей и задач.