Свои выводы историк сделал на основании того, что с помощью суффикса "-ность" от основ имен прилагательных образуются, как правило, существительные, обозначающие признак, отвлеченный от предмета, а также качество или состояние. Поэтому, по его мнению, "ментальность" можно рассматривать как признак мыслящего человека, характерный для данного лица (коллектива) в конкретное время. В определенном смысле сходную точку зрения высказали Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная, которые отметили, что "в отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета … в обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью …, хотя для теоретического анализа важнее менталитет (курсив наш - Е.Н.С.)" [1]. При этом исследователи сближают феномены менталитет и ментальность настолько, что в одном случае индивид обладает ментальностью, а в другом – менталитетом. Обзор основных подходов к рассмотрению категорий «менталитет» и «ментальность» утверждает нас в понимании диалектической взаимосвязи этих понятий. В то же время, в силу частой идентичности в употреблении данных понятий в научной литературе возможно использование их как синонимов.
Во всех упомянутых исследованиях менталитет определяется как фундаментальная особенность нации. Приписывая определенному народу какие-либо характеристики, авторы подчеркивают их устойчивость, принадлежность только определенной группе. Индивиды, принадлежащие другой группе, по традиционному мнению не могут перенять особенности менталитета. И язык, и культура, и мышление являются продуктами социального взаимодействия. Поэтому, менталитет, как характеристика, сформированная этими особенностями, также обусловлен социально и может быть присвоен индивидом, вошедшим в данный социум.
«Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию. Менталитет - мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину, это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении ими действий. А, также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого» - так трактует понятие менталитет современная электронная энциклопедия.
Формирование менталитета русского народа происходило под мощным влиянием природных условий, особенностей социально-политической жизни и религиозной веры. Роль природных, геополитических, этнических фактором раскрывается в работах В.О. Ключевского, Д.С. Лихачева, О.А. Платонова, Г.В. Плеханова, П.Н. Савицкого, С. Соловьева, Н.С. Трубецкого А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева.
Влияние особенностей социальной жизни, связанное прежде всего, с авторитарным устройством государственный власти и общинным образом жизни, изучалось и проанализировано Н.А.Бердяевым, А.И.Герценом, К.Д. Кавелиным, А.И. Киреевским, В.О. Ключевским.
О религиозно-духовных основах российского социума рассуждали в своих работах Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А.Ильин, Н.О. Лосский, П.Н.Милюков, СМ. Соловьев, Л.А.Тихомиров, Г.П. Федотов, С.Л. Франк. Крайняя противоречивость, раздвоенность русского народа показана в работах С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, Ф.М. Достоевского, Н.О. Лосского и др.
Об устремленности к запредельному, поиске абсолютной правды и справедливости мы читаем у Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, Ф.М. Достоевского, Л.П. Карсавина, В.В. Розанова, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, С.Л.Франка.
Многие авторы ставили так или иначе проблему неразвитости гражданского и индивидуально-личностного начала П.Е. Астафьева, В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева А.И. Герцена, Д.С.Лихачева, П.Я Чаадаева. Но здесь нам хочется серьёзно полемизировать с отдельными положениями. Так, соглашаясь с положением, что в обыденной жизни отсутствует или неразвито гражданское самосознание, мы видим, что в период войны и лишений проявляется высокий патриотизм, а ведь патриотизм связан с гражданственностью. И необходимо размышлять и сделать выводы, что гражданственность развита у русского человека, но, она очень специфична и проявляется не как у человека западного в обыденных делах, так как формировалась для отстаивания его личных прав и свобод. А в России в условиях общинной жизни права и свободы отстаивались в обыденной жизни общиной, а проявления личного патриотизма были связаны с экстремальными ситуациями и реализовывались в рамках православных уложений и народных традиций.
Проблема национального менталитета, проблема российской ментальности, в том числе, как система внутренних установок, внутриобщественных отношений не может быть рассмотрена достаточно подробно, если для ее изучения берутся только отдельные примеры жизни и быта. Однако эти примеры важны, поскольку могут наглядно демонстрировать и подчеркивать те или иные аспекты поведения, обусловленные российским национальным менталитетом. Тем более эти примеры показательны, когда они берутся во временной протяженности, что позволяет проследить те или иные изменения в “социальном характере” (одно из толкований менталитета) или, наоборот, определить моменты, отличающиеся устойчивостью и мало подверженные внешнему влиянию. В течение нескольких лет в рамках исследования по гражданско-нравственному становлению школьников нами проводится исследование результаты которого показывают, что в сознании современных школьников Великая Отечественная война одно из самых значимых событий в истории. Хотя, ситуация с преподаванием истории в школе очень тревожная: по программе на всю тему «Великая Отечественная война» отводится всего 4 учебных часа. Даже человеку далекому от педагогики ясно, что за это время нельзя раскрыть даже один отдельный период войны, не говоря уже об эмоциональном присвоении и рефлексии.
И, несмотря на это 70% респондентов-школьников знают это событие, 47% считают, что этим можно гордиться. Всего опрошено 1220 респондентов из Москвы, Вязьмы, Красноярского края.
Социальный характер как социальное явление не есть, однако, что-то явное, очевидное; напротив, он есть нечто скрытое от поверхностного взгляда. В этой глубине подготавливаются “потрясения” и “взрывы”, которые нельзя объяснить, рассматривая внешнюю сторону явления. В особенности это относится к большим социальным или этническим общностям, к русскому, российскому народу в том числе.
Наш главный ракурс — ментальный, и менталитет выступает той призмой, через которую можно рассмотреть события и характеры Великой Отечественной войны. В проводимом нами исследовании мы объединили две Отечественные войны: Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную войну 1941-14945 гг. и, несмотря на изменение многих условий вплоть до смены политического строя и внутреннего уклада страны, в двух этих войнах проявились и отразились черты российского менталитета. И герои Л.Н.Толстого в «Войне и мире» их искания, переживания, преодоления, русского, российского человека на войне и войне именно отечественной характеризуют и советского, российского солдата сто с лишним лет спустя на войне Великой Отечественной.
Ведущую роль в русском народе всегда играла вера, вера во что бы то ни было – в Бога, в доброго царя или в судьбу. Для русского верить – значит жить, руководствоваться не расчётом, не соображением выгоды, а принципами, убеждениями, эмоциями, душой. Также необходимо отметить, что вера исходит и из того, что у русского человека существует мнение, что жизнь движется отчасти по неизвестным человеку законам.
Кроме того, геополитическое положение России, положение чрезвычайно своеобразное, с момента создания российской государственности выступало в качестве доминанты формирования культуры, экономического уклада, политической системы и внешней политики. «Положение на стыке» - это, пожалуй, наиболее существенная черта геополитического положения России с древнейших времён. Положение на стыке различных культур, миров, конфессий и континентов изначально формировало известную двойственность русского человека, определяющую многое в жизни русского народа. Сочетание трудно сочетаемого, сочетание противоположного, взаимоисключающих свойств. Н.А. Бердяев пишет о России, что «за ней всегда стоит что-то тёмно-стихийное, хаотическое, дикое, пьяное», однако, одновременно русский народ совершенно искренне ищет защиты у Богородицы и других святых. В «Судьбе России»[2] подобное явление называется сочетанием святости и свинства. «Положение на стыке» - это, пожалуй, наиболее существенная причина русской раздвоенности. В российской действительности постоянно присутствовали и оказывали воздействие на характер развития страны элементы не только различных, но зачастую противоположных культур. Российское православие не только впитало в себя религиозную византийскую традицию, но и органично сочетает в себе элементы языческих культов, земледельческой и кочевой культуры. В политическом устройстве переплелись восточная тирания с демократическим самоуправлением земств и казачества. Поэтому можно наблюдать в российском, русском менталитете такую характерную черту, как двойственность и противоречивость. Русская душа всё время колеблется и амплитуда всегда максимальна - между двумя противоположными полюсами.