Смекни!
smekni.com

Российская ментальность в контексте событий Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) (стр. 1 из 3)

Семыкина Е. Н.

Больши сея никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя.

Евангелие от Иоанна 15, 13

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!

Н.В.Гоголь

Яснее представить и анализировать действительные причины, особенности массового героизма, жертвенности, стойкости духа в тяжелейших испытаниях Великой Отечественной войны и увидеть в этом определенные черты российского менталитета и русской ментальности наша задача.

Как же понятие менталитет трактуется современной наукой. Слово «менталитет» восходит к латыни «mens». Менталитет – это обобщённое социально-психологическое состояние народа, сложившееся в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-политических и культурных условий проживания народ, возникающее на основе органической связи прошлого с настоящим. Складываясь и формируясь, вырабатываясь исторически и генетически, менталитет представляет собой устойчивую совокупность социально-психологических черт, их органическую целостность, определяющих многие стороны жизнедеятельности данной общности людей, проявляясь в их духовной и материальной жизни, в специфике их государственности и различных общественных отношениях.

Менталитет – это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Менталитет является предметом рассмотрения нескольких гуманитарных наук, изучающих этносы. Психологические и психические особенности наций рассматривает этнопсихология. Она сопоставляет народы, исходя из национальной особенности мышления. Сравнительные исследования социальных институтов, а так же социальных проблем жизнедеятельности этносов проводит этносоциология. Взаимоотношение этнической культуры и языка изучает этнолингвистика. Рассмотрение наций в контексте истории – это задача и приоритет исторической науки. Таким образом, проявления менталитета изучаются различными гуманитарными науками, каждая из которых вносит свою черту в определение данного понятия.

Современный «Философский энциклопедический словарь» трактует менталитет как «образ мышления, общую духовную настроенность человека или группы» [13, 263], ограничиваясь лишь изучением мышления. Энциклопедический словарь «Терра Лексикон» под этим понятием подразумевает «определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» [10, 349]. Однако здесь нужны некоторые пояснения и уточнения, поскольку единой теории менталитета пока нет, а есть разные во многом противоречивые подходы к ней.

Надо отметить, что уже на протяжении Нового времени в ряде философских разработок (например, работы Ш.Монтескье, Ж.Б.Вико, И.Гердера, Г. Гегеля и др.) получила развитие идея о "народном духе" какого-либо народа. Ко второй половине XIX в. эта идея настолько утвердилась в науке, что в 1859 г. М. Лацарус и X. Штейнталь объявили о формировании нового научного направления – этнической психологии и издании по данной проблематике соответствующего журнала. Эта новая наука должна была заниматься, по мнению ученых, изучением народной души, т.е. элементов и законов духовной жизни народов. В дальнейшем это направление поддержали В. Вундт, Г.Г. Шпет, Г. Лебон, Р.Тард и ряд других ученых.

В отечественной науке понятие «менталитет», точнее некоторые его аспекты, также развивались. Так, для раскрытия духовной структуры общества часто использовались как синонимы такие категории, как "национальное сознание", "национальная душа", "национальный характер". Надо отметить, что традиция изучения русского национального характера была заложена историками России XIX в. Н.М. Карамзиным, С.М.Соловьевым, В.О. Ключевским. Выработать философское и психологическое обоснование для исследований этой проблематики в рамках "психологической этнографии" попытались К.М. Бэр, Н.И. Надеждин и К.Д. Кавелин. Высшей интеллектуальной точкой в развитии этого направления явились работы таких отечественных религиозных философов конца XIX – начала XX вв., как Н.А. Бердяев, В.В.Зеньковский, Л.П. Карсавин, Л.П. Лосский, B.C. Соловьев, Г.П. Федотов.

Культура народа формируется под влиянием национального мышления. В отдельных культурных памятниках, как вербальных, так и невербальных, отражаются особенности менталитета. В то же время мышление зачастую определяется культурными особенностями. Человек мыслит, исходя из понятий, сформированных в культуре нации. Особенности мышления также определяются традициями. Именно поэтому нельзя определять менталитет только как национальное мышление. Культурные составляющие являются самостоятельными характеристиками менталитета. В качестве примера приведём четверостишие К.Симонова, фронтового поэта и корреспондента (очень популярного, любимого в годы войны, известного многим и сейчас по стихотворению «Жди меня»):

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих…

В этих нескольких строчках – накал общего национального и духовного чувства народа. Не случайно в годы войны вспомнили и серьёзно опирались на имена и подвиги, одержанные русскими воинами начиная со времен Александра Невского (покровителя русских воинов, благоверного, т.е. «верного благу» князя). Не удивительно, что на годы войны приходится возрождение православия в СССР, это не только политический расчет Сталина, как представляют эти события некоторые историки, это в первую очередь духовная потребность объединиться и объединить все духовные силы и в стране и за её рубежами. Ведь свой выбор должны были сделать и русские эмигранты рассеянные в это время по миру.

Термин «mentalité» зародился во Франции. Он встречается уже в отдельных работах Р. Эмерсона в 1856 г. Кроме того, У. Раульф на основе анализа французской публицистики рубежа XIX-XX вв. пришел к выводу, что смысловой заряд слова «mentalité» образовался до того, [6, 14] как термин появился в обыденной речи.

Принято считать, что в научный терминологический аппарат категорию «mentalité» одним из первых ввел французский психолог и этнограф Л. Леви-Брюль после публикации своих работ «Les fonctions mentales dans les sociétés inferieures» (1910) ("Ментальные функции в низших обществах") и «La mentalité primitive» («Первобытная ментальность»). Однако важно отметить, что практически синхронно с Л. Леви-Брюлем в 1912 г. Э. Дюркгейм публикует свою работу «Элементарные формы религиозной жизни», в которой он пришел к выводу, что «ментальные состояния общества есть не что иное, как коллективные представления» [4, 226].

Нужно обратить внимание на то, что, начиная с Л. Леви-Брюля, категория «mentalité» стала употребляться не столько для характеристики особенностей типа мышления какого-либо социального объединения или этнической общности, сколько для отражения ее специфики в рамках конкретной исторической эпохи. В частности, проблемы ментальности первобытной эпохи разрабатывал П. Раден, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс. Изучением ментальностей людей других исторических периодов занимались основатели и последователи французской исторической школы «Анналов», среди них более известны М.Блок, понимавший под ментальностью «групповое, коллективное сознание» [3, 115], и Л. Февр, определявший данную категорию как «преломление коллективного в индивидуальном» [12, 204].

Стоит отметить еще и тот факт, что практически никто из ученых не разграничивал понятия "менталитет" и "ментальность", используя для этого такие слова из западноевропейских языков, как английское «mentality», французское «mentalité» и немецкое «mentalitat». Аналогичная ситуация наблюдается и в современной отечественной и зарубежной науке. В ряде работ по менталитету не проводится различия между менталитетом и ментальностью, хотя это различие существует.

В то же время отдельные исследователи предпринимали попытки установить содержание и соотношение терминов "менталитет" и "ментальность". Так, одним из первых разграничить эти категории попытался О.Г.Усенко, предложивший определять ментальность как «универсальную способность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени» [11, 15]. В рамках социологического подхода различать термины «менталитет» и «ментальность» попытался В.В. Козловский. Менталитет, по его мнению, «выражает упорядоченность ментальности и определяет стереотипное отношение к окружающему миру, обеспечивает возможность адаптации к внешним условиям и корректирует выбор альтернатив социального поведения». [5, 12]. Данное определение представляет собой особый взгляд на менталитет и ментальность. Во-первых, В.В. Козловский указывает на то, что оба явления, "менталитет" и "ментальность", связаны с особенностями индивидуального и группового мышления. Само мышление характеризуется такими специфичными, хотя и взаимосвязанными чертами, как набор свойств, качеств, особый тип, способ мыслительной деятельности. Во-вторых, по мнению ученого, ментальность «не является психическим состоянием, а представляет собой социокультурный феномен» [5, 19]. Нам импонирует этот подход, т.к. дает объективный взгляд на менталитет и его проявления в рамках именно русской, российской культуры. Потому что феномен нашей победы в войне можно объяснить и понять только в контексте русской культурной традиции, её социальном проявлении именно в судьбоносные годы. Приведём несколько исторических примеров. Великая смута начала XVII века. Прервалась многовековая династия Рюриковичей, на русском престоле сменяются временщики, в Москве заправляет делами польская шляхта…Казалось бы, вот-вот разрушится государство, но в этот момент появляется воля к объединению (описываем события достаточно схематично, они были, несомненно, сложнее и драматичнее) появляются «неформальные лидеры» Минин и Пожарский, готовые взять на себя ответственность, и для народа они лигитимны, т.к. за ними высшая правда – спасение Отечество от захватчиков. В годы Великой Отечественной войны в тяжелых условиях боя или окружения, в условиях обороны городов и в частности Сталинграда проявилась именно эта характерная особенность (она описана во многих мемуарах и художественных произведениях, например, «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова). И, когда отдельные СМИ пытаются приписать массовый героизм в годы войны каким-то корыстным и экономическим условиям, эти СМИ попадают в нелепую логическую ситуацию: в Ленинграде во время блокады от голода умерли почти все сотрудники-хранители уникальной коллекции зерновых Н.Вавилова, собранной им по всему миру. Если, следовать логике «экономистов» эти люди могли просто проесть эту коллекцию в голодающем городе. Но, понимая её ценность для науки они умирали голодной смертью «сидя на мешках с зерном». Л.Н. Пушкарев, пришел к выводу, что менталитет имеет общечеловеческое значение, в то время как ментальность можно отнести к различным социальным стратам и историческим периодам.