Смекни!
smekni.com

Становление и развитие древнерусского воспитания и образования и педагогического сознания. Киевский период (стр. 3 из 4)

Богословское направление. Принятие христианства имело для Руси бесконечно более важное значение, чем только принятие религии. Православие для Руси стало и мировоззрением, и идеологией, и философией, и педагогикой. Поэтому все богословские труды несли в себе педагогическое содержание. Сохранилось большое количество древнерусских проповедей, начиная со «Слова о Законе и Благодати», несущих в себе уникальное и до сих пор жизненное педагогическое значение. Педагогическое содержание несут произведения религиозной литературы.

Любимым чтением на Руси были жития святых. Сюда входит большое число литературных произведений, начиная с «Жития Феодосия Печерского» и «Сказания о святых мучениках Борисе и Глебе». Среди этой литературы надо указать на такие шедевры, как «Житие Александра Невского» и творения Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Дмитрия Донского». В XVI Митрополит Макарий пишет «Великие Минеи Устьи». В 20-е гг. XIII в. создается Киево-Печерский патерик, а затем – другие патерики. (Эта традиция продолжается вплоть до XX века. Так, в XX веке появился замечательный Глинский патерик.

Летописи. Начиная с «Повести временных лет» и кончая «Хронографами», все они также несут в себе нравственно-воспитательное содержание, и более того нравственный смысл. Нравственное содержание является определяющей идеей этих исторических творений.

Художественная литература. Воспитательная направленность практически всех художественных произведений Древней Руси очевидна. Достаточно указать только на такие шедевры, как «Слово о полку Игореве» или «Повесть о Куликовской битве». Поэтому многие исследователи древнерусской литературы указывают на ее педагогическое содержание как на существенную черту.

Дидактические сборники. Наиболее известны «Изборник» 1076 г., многочисленные сборники «Пчела», содержащие нравственные наставления, «Златоструй», «Златоусты» – поучения, произносимые в церквях, «Измарагды» – поучения для домашнего чтения, рассказы из Ветхого Завета, «Мудрость Менандра» – сборник пословиц и наставлений.

Поучения можно назвать, собственно, и специальной педагогической литературой, потому что они не только по содержанию, но и по форме представляют собой педагогические творения.

Известны поучения Владимира Мономаха , Серафима Владимирского. Наибольший вклад в развитие нормативного педагогического сознания внесли митрополит Иларион, Феодосий Печерский , Владимир Мономах и др.

Митрополит Иларион (XI в.). Его по праву можно считать основоположником древнерусской идеологии и философии, русского нормативного педагогического сознания. Его главный труд – «Слово о Законе и Благодати», в котором заложены духовные и концептуальные основы развития русского народа и государства, русской культуры и воспитания. В. Я. Дерягин пишет: «До нас дошло более пятидесяти списков «Слова» Илариона – русских и южнославянских. Это означает, что проповедь читали и переписывали на протяжении шести с половиной веков».

В этом произведении, во-первых, утверждается новозаветная идеология жизни русского народа и его государства, а это значит, что на первое место в жизни общества становится любовь, а не закон, приоритет нравственного, а не юридического начала. Этот момент имеет колоссальное значение для понимания всей жизни древнерусского государства, так как до сих пор бытует мнение, что Древняя Русь жила по Ветхому закону, а это не дает возможности адекватно понять историю Руси этого периода; во-вторых, обосновывается право на самостоятельность Русского государства и церкви; в-третьих, здесь формируется система взаимоотношений государства и церкви, получившая название симфонии. О некоторых аспектах этого явления В.Я. Дерягин пишет: «Несомненным благим делом Илариона и князя Ярослава, духовником которого был Иларион, надо считать установление на Руси совершенно особого отношения светской и духовной власти: на Руси Церковь не подчинялась полностью государю, как патриархия подчинялась императору в Царьграде, и не соперничала со светской властью, как папская церковь в Западной Европе. Православная церковь на Руси стала вассалом и духовником государства одновременно. Как был духовником и соратником Ярослава Иларион, так стал впоследствии вдохновителем победы Дмитрия Ивановича Преподобный Сергий. Для великих государственных мужей Руси, во все времена переступавших сакральное, наставниками и соратниками делались те лучшие представители церкви, у которых христианское и народное не существовало отдельно, но было слито в идею, обретшую со временем имя – Святая Русь. И в XVI–XVII вв., особенно в Смутное время, эта идея воплотилась в деятельности первых русских патриархов. Она же воплощена в типично русском явлении – соборности, истоки которого, судя по «Слову» Илариона, мы видим в деятельности Владимира». В-четвертых, провозглашаются любовь, доброта в отношениях между людьми и к людям, воплощенным образом такого человека предстает в «Слове» князь Владимир Великий; в-пятых, закладываются идеи и принципы развития многих областей культуры и литературы; в-шестых, утверждается новозаветная философия воспитания и одобряется высокая образованность русских людей – «ведь не к несведущим пишем, но к преизобильно насытившимся сладостью книжной».

Феодосий Печерский (XI в.). Своими проповедями и примером своей жизни служил развитию православного и нравственного воспитания, обоснованию приоритета духовно-нравственных ценностей в жизни государства и человека. Во многом благодаря его деятельности Киево-Печерский монастырь стал центром духовной жизни Древней Руси, ее культуры и просвещения.

Владимир Мономах. В историю вошел как выдающийся государственный деятель и мудрый правитель. Для педагогики наиболее значимо его «Поучение», в котором он обосновал идеал христианской жизни человека, его воспитания.

Характеризуя труды древнерусской педагогики в целом, можно сказать, что русское нормативное педагогическое сознание выработало свою особую систему идей и взглядов на воспитание, выделив его приоритетные ценности, обосновало его содержание и методы.

Отличительной чертой российского педагогического нормативного сознания является понимание человека не как изолированного, автономного, замкнутого в себе существа, из внутренних потенций которого выводятся законы его воспитания, как это имеет место в гуманистической, а еще более в педагогике Просвещения, но как существа, включенного в систему многих отношений, в которой он только и может быть человеком.

Важнейшими характеризующими чертами российского педагогического сознания являются следующие отношения и идеи-требования: отношение к Богу и требование жить в Боге – это основа основ всей русской жизни; отношение к земле русской, обостренное чувство ее и готовность отдать жизнь ради ее сохранения (в этом смысле русские поучения решительно расходятся с поучениями многих цивилизаций. Так, если в большинстве поучений средневекового арабского мира основной идеей является достижение и удержание личной власти, то для русского сознания характерна другая идея: пусть я погибну и имя мое никто не узнает – только бы стояла земля русская.); отношение к государству российскому и требование его сохранения и защиты – это требование воплощено в личностях многих русских князей; отношение к семье как высшему нравственному началу – требования сохранения и упрочения ее (увы, часто люди любят писать о темных сторонах русской семьи, но забывают о ее подлинной, светлой сущности, которую составляет «какая-то особенная теплота, задушевность, сердечность отношений, не допускающая мысли об эгоистической отдельности одного лица от другого» (К.Д. Ушинский)); отношение к другим как к близким людям, воплощенное в таких понятиях, как братство и братолюбие, соборность, причем личность здесь не только не подавляется, но максимально развивается, как сказал В.О. Ключевский о педагогической деятельности Сергия Радонежского: «Под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личностные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого»; отношение к труду как высшему мерилу нравственности человека: человек нетрудящийся достоин презрения, кем бы он ни был; отношение к собственности: человек, который за собственностью забывал о высших духовных ценностях, считался пропащим человеком, потому что не помнил и не боялся ни Бога, ни людей.

Следовательно, русское нормативное педагогическое сознание – это сложнейшее и уникальнейшее явление. Само развитие его в Древней Руси можно объяснить развитием высочайшей духовной культуры православия. Это делает понятным само рождение и расцвет высокого дидактизма всех без исключения форм литературы от юридической до художественной, направленных на утверждение высших духовно-нравственных ценностей в жизни общества, государства, отдельных сословий, отдельного человека. При этом русская литература открыта к лучшим достижениям мирового гения, и в то же время она никогда не теряет своей самобытности.

Вместе с тем нормативное педагогическое сознание органически связано с народным педагогическим сознанием. Эта связь, даже единство, рассматривается и в общем содержании, и в общих идеях, и в общих образах, даже в общем миропонимании, мировоззрении. Русское нормативное педагогическое сознание, если в качестве критерия взять средневековое западноевропейское сознание с его горизонтальным видением и пониманием мира, – скорее центристское сознание, потому что в нем все строится вокруг Бога. Отсюда большая очеловеченность, одушевленностъ религиозного сознания, что, в свою очередь, сказывалось и на воспитании.