Характеризуя же русское нормативное педагогическое сознание в целом, можно вполне согласиться со словами В.П. Андриановой-Перетц, которыми она оценивает русскую учительную литературу: «Русская литература на каждом этапе своего исторического пути выполняла воспитательные, учительные функции. Менялись самые цели, которые ставились этим литературным учительством, и средством, каким его осуществляла литература, менялись философские и социальные направления учительства, соответственно иными становились положительные и отрицательные герои литературы. Но восходящая линия развития русской литературы в той или иной форме всегда помнила о своем воспитательном воздействии».
Таким образом, воспитание и педагогическое сознание Древней Руси прошло сложнейший путь своего развития. Они усложнялись по мере развития славянских племен. И не исключено, что образование стало складываться на Руси еще до принятия христианства.
Принятие же христианства имело основополагающее значение для древнерусского воспитания и педагогического сознания, так как оно перестроило языческую систему воспитания и создало достаточно развитую систему образования, выработало строгое и устойчивое содержание образования, новые технологии образования – по сути, была создана самодостаточная система древнерусского образования. И в это же время было сформировано нормативное педагогическое сознание.