Меньшиков В. М.
XIV век – драматичное, но вместе с тем и уникально благоприятное время в истории России, потому что с XIV в. начинается духовный подъем Руси. Духовное возрождение русского народа позволило сделать успехи во всех остальных сферах: культуре, экономике, политике и т.д. Духовное возрождение позволило восстановить душу русского человека, укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, преобразить семью. «В XIV – XV вв. постепенно складывается семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV вв.». С XIV начинают появляться первые русские поучения о семье, ставшие основой для создания в XVI веке «Домостроя».
Со второй половины XIV в. происходит культурный подъем Руси. Создаются творения, многие из которых представляют выдающееся явление. Поэтому не случайно, что это время получило название «русского Предвозрождения». Крайне важно отметить и то, что в качестве основы своего делания творцы «русского Предвозрождения» выбирают свою национальную культуру, культуру первых веков христианства на Руси, культуру Киевской Руси, а не древнюю культуру Греции и Рима, как это имело место в эпоху Возрождения в Западной Европе. Д.С. Лихачев пишет: «Знаменательно, что в поисках опоры для своего культурного возрождения русские, как и другие наиболее передовые народы Европы, обращаются к древности, но к древности не классической (Греция, Рим), а к своей, национальной. К концу XIV – началу XV в., в связи с борьбой Руси за свою национальную самостоятельность, во всех областях русской культуры возникает интерес к эпохе былой независимости. Этот повышенный интерес к «своей античности» – к старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в усиленной работе исторической мысли, и составлении многочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании к произведениям XI – начала ХIII вв.: к «Слову о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона, «Повести временных лет», к «Слову о полку Игореве», к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в главной мере».
Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей, особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри, особенно на Севере.
Постепенно идет собирание русских земель вокруг Москвы, растут города, укрепляется политическая мощь государства.
Олицетворением всех этих перемен стала победа русского народа в Куликовской битве.
Своим духовным возрождением русский народ обязан Русской православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся деятелей православной церкви. Но центральной фигурой по праву считается Сергий Радонежский, ставший олицетворением русской святости.
Все эти перемены прямо сказались на русском педагогическом сознании, образовании и воспитании.
Педагогическое сознание России XIV – XVII вв.
Ведущим типом сознания в этот период является нормативное педагогическое сознание.
Сергий Радонежский. Воплотил в себе лучшие качества русского человека. Практически осуществил важнейшие идеи и принципы русского воспитания и утвердил их в педагогическом сознании: православие и православная жизнь как основа воспитания, приоритет духовного и нравственного начала в образовании; постоянное самовоспитание и самосовершенствование; личный пример как основа всего воспитания; индивидуальный подход к каждому в совместной и согласованной соборной жизни и деятельности.
До сих пор педагогически не осмысленным остается громадное наследие Максима Грека (ок. 1475–1556). Он известен своей переводческой и просветительской деятельностью, содействовал совершенствованию учебных пособий. В его трудах, особенно нравоучительных поучениях, содержатся наставления, множество педагогических идей и мыслей, которые остаются актуальными и до наших дней.
Неосмысленным и даже закрытым остается педагогическое содержание «Домостроя». Это книга о том, как «имети попечение отцу и матери о чадах своих, снадбевати и воспитывати в добром наказании и страху Божию и вежеству и всякому благочинию». В этой книге дается не только свод правил и норм отношения родителей к детям, их воспитания и формирования, но здесь дается образ идеальной семьи и концепция ее сохранения и воспитания.
В ХVII в. в России творят многие деятели, оставившие заметный след в истории русского воспитания и педагогики. И среди них Ф. Ртищев (1626–1673), государственный деятель, один из добродетельнейших людей России, много сделавший для развития ее образования, воспитания и педагогического сознания.
Епифаний Славинецкий (?–1675) занимался литературной и переводческой деятельностью. В российской педагогике наибольшую известность получил переводом книги «Гражданство обычаев детских».
Симеон Полоцкий (1629–1680). Один из выдающихся деятелей культуры XVII в. Выступал за широкое развитие образования в России. Занимался воспитанием детей, в том числе и будущего царя Алексея Михайловича. Писал философские и богословские работы, стихи, которые носят дидактический характер, подготовил несколько букварей.
В целом же в развитии педагогического сознания этого периода мы видим глубокую преемственность с Киевским, особенно в XIV – XVI вв.
Возрождение русской земли в XIV веке приводит к укреплению воспитания и заметному расширению образования. Самым важным достижением этого периода по праву можно считать восстановление полноты духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного воспитания (эпоха Сергия Радонежского). Они становятся приоритетными во всем процессе формирования человека. Воспитание благочестия и нравственности является подлинной целью воспитания, а образование, обучение грамоте – это средство, позволяющее читать Священное Писание, духовные книги для обретения подлинного благочестия.
Таким образом, в этот же период происходит упрочение сложившегося еще в период становления древнерусского образования убеждения, что духовно-нравственное воспитание является основой и целью образования, и даже обучение элементарной грамоте должно служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.
Вместе с развитием всех сторон социальной жизни, возникает потребность и в более широком образовании населения, и более высоком его уровне. Поэтому в этот период начинает увеличиваться число грамотных, растет число образованных и высокообразованных людей – имена некоторых из них сохранились в русской истории и поныне: книжник Дорофей, Павел Высоцкий, Митрополит Алексий, преподобный Сергий Радонежский. Д.С. Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второй половине XIV в., когда русские города постепенно оправляются от ударов кочевых орд, начинается необычно быстрый рост русской образованности».
Содержание образования в ХІV в. не претерпело значительных перемен. В начальной школе обучали чтению, читали Часослов, Псалтырь, Апостол, другие религиозные книги. В некоторых школах преподавали основы грамматики и некоторые другие предметы.
Самое же важное, что произошло в этот период в содержании образования, – выдвижение на первое место духовно-нравственных ценностей, которые можно выразить такими понятиями, как боголюбие, человеколюбие, родинолюбие и др.
Таким образом, во второй половине XIV – первой половине XV вв., благодаря деятельности многих выдающихся людей Руси, развивается образование, строившееся на фундаменте православия, духовности, нравственности.
В XVI в. потребности в развитии образования значительно возрастают. В этот период быстрыми темпами развивается первоначальное обучение, которое дают монастырские и церковные школы. В деле распространения элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения большое значение имела деятельность мастеров грамоты. По подсчетам А.И. Соболевского, в XVI – начале XVII вв. грамотными были почти все представители белого духовенства, среди дворян было более 50 % грамотных, «между московскими торговыми людьми XV – XVII веков грамотность была обычным явлением», «среди посадского населения – не менее 20, среди крестьян не менее 15».
Огромное значение для дальнейшего развития грамотности и образования в России имело книгопечатание, появление первых печатных книг и создание печатных азбук.
Потребность создания образовательных учреждений более высокого уровня осознается многими государственными и церковными деятелями. Так, известно послание архиепископа Новгородского Геннадия митрополиту Симону.
Решение об открытии училищ в Русском государстве было принято Стоглавым собором, что свидетельствует о понимании государством важности образования.
Громадное значение для просвещения и образования имело книгопечатание, которое позволило издавать учебную литературу, что способствовало упрощению и облегчению процесса обучения.
Борис Годунов намеревался открыть в Москве университет. Однако организовать высшее образование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые люди в этот период получают широкое образование. Известно, что ряд деятелей, в том числе и царствующие особы: Иван Грозный, Борис Годунов, – были высокообразованными, и даже всесторонне образованными людьми.
Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот период существенно возросли потребности страны в образовании и образованных людях. Особенно остро в образованных людях нуждались государство и церковь. И в то же время образование и грамота требовались многим людям. Поэтому в XVII веке быстро росло число грамотных людей. Наряду с элементарным развивалось и более высокое образование, поэтому в это же время открываются школы, дающие достаточно высокое образование.