Интегративное содержание учебного предмета – это слияние науки, искусства, методики, психологии и т.д., невозможность одного знания без другого, невозможность одного предмета без знаний другого, в отличие от понятия «межпредметные связи», когда знания одних предметов используется для изучения других.
Существует несколько проблем в преподавании предметов гуманитарного цикла сегодня:
большое количество программ;
переход на преподавание истории в школе по принципу концентрумов привел к тому, что темы, которые для многих школьников сложны даже в 10-11классе, школьники должны освоить в 8-9 классах. Отсюда следует, что ученики не осваивают большое количество исторических текстов, понятий и т.п. А, значит, не осваивают содержание предмета; не присваивают нравственные и знаниевые составляющие гуманитарных учебных предметов.
Поэтому, в современной школе необходима технологизация учебного процесса для того, чтобы присвоение содержания учебного материала и нравственной составляющей учебных предметов гуманитарного цикла было полнее и распространялось на всех учеников, а не только на уже мотивированных. Мной создана и опробована не один год технология интегрированного урока гуманитарного цикла. Создание уроков в этой технологии достаточно трудоемкий, сложный и многоплановый процесс:
Формулировка проблемы в соответствии с темой урока;
Выбор эмоциональной составляющей урока и поиск в зависимости от нее визуального и текстового ряда;
Составление канвы урока;
Драматургическая проработка урока (определение завязки, развязки, кульминационной точки урока);
Подбор материала для урока: текстов, видеоматериалов, слайдов и т. д;
Сведение идеи урока и внешних составляющих в цельную систему;
Проведение связующих нитей урока с другими темами учебного курса;
Подготовка раздаточного материала (распечатка текстов и т.д.);
Создание визуального соответствия (подготовка класса к уроку),
но когда этот путь пройден, создан цикл уроков, то для учителя наступает, можно сказать, пора счастья, так как давать такие технологичные уроки не только намного проще, но и интереснее всем и учителю и, конечно же, в первую очередь ученикам.
Этот урок можно провести с пятого и по одиннадцатый. Только в зависимости от возраста нужно подобрать разный содержательный материал. Если стихи Заболоцкого рассчитаны на 8-классников и выше, то для младших детей можно подобрать соответствующие их пониманию и мироощущения стихотворные и прозаические тексты.
Тема: От сочувствия к состраданию.
Цель урока: эмоционально проникнуться темой урока, сделать акцент на значимости этой темы в жизни любого человека.
Ход урока: на доске
Идет отрывок из к/ф Ч. Чаплина «Огни большого города» (начало фильма).
Учитель задает вопрос: как вы думаете, какие эмоции испытывает герой Чаплина к слепой девушке (ученики предлагают разные варианты, все они записываются на концах стрелочек)?
А как вы думаете, какое чувство включает в себя все эти эмоции, базируется на них?
В качестве подсказки, учитель пишет на доске или вывешивает цитату:
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется,
И нам … дается, как нам дается благодать!
Да, действительно это сочувствие.
Мне бы хотелось посвятить наш урок этому понятию. А к вам у меня просьба подумать в течение урока над тем, какой можно дать эпиграф ему, а в конце нашего диалога мы обсудим ваши предложения, эпиграф может быть и отрывком из фильма и картиной и текстом и музыкальным отрывком и не обязательно чьим-то но и вашим. Договорились?
Что же такое сочувствие? На доске: со – чувство (вместе чувствовать)
Приставка «со» в русском языке значит соучастие, вместе делание. Какие еще слова с этой приставкой можно записать:
согласие,
сопереживание,
сознание,
сострадание и…(все записываются на доске),
создавать,
созидать. Созиданье - несовершенный вид от глагола создавать, творить.
Ребята, скажите, пожалуйста, почему автор поэтической строки считает, что сочувствие дается как благодать (благодать в древнерусском языке это благо даваемое от Бога, высший дар, помощь, свыше ниспосланная сила)
Сравните: Нет ни в чем вам благодати
С счастием у вас разлад.
А.С. Пушкин.
-Где проявляется сочувствие, в каких отношениях? (в любви, в дружбе, в несчастье, в страдании, в бедах, в радости…)
-Легко ли сочувствовать другим людям?
-Кому сочувствовать легче и приятней (близким, незнакомым, случайным попутчикам)?
-Почему именно им?
-Хотим ли мы сочувствия и от кого?
-От кого? К кому?
Соединить стрелочками одинаковые позиции.
-Почему в правой колонке меньше слов, чем в левой?
Если мы хотим сочувствия от других людей, то и сами должны уметь и хотеть сочувствовать людям.
Предлагается каждой группе пакет стихотворных текстов, нужно выбрать ассоциативно стихи, в которых в той или иной форме присутствует сочувствие, (группы зачитывают стихи или отрывки из них, лучше если работа будет индивидуальной (присутствие личного эмоционального опыта), обсуждение этих отрывков.
-Мы при обсуждении говорили с вами, о том, что сопричастность может быть и в горе, в несчастье, и это чувство мы называем сострадание. В русском языке корень этого слова: страда, что это такое? (тяжелая работа на поле летом от зари до зари). Значит сострадание это тяжелый труд и в первую очередь труд душевный.
-Хотим ли мы этого тяжелого труда для себя?
-Ждем ли мы его от окружающих людей, наших близких, нужен ли нам их труд? (обсуждение)
-Ребята, как вы думаете, почему в современном русском языке сочувствие и сострадание (SOS-страдание) стали практически синонимами?
-Почему сочувствие и сострадание мы воспринимаем как участие в несчастье, в беде. Почему мы не говорим: «Я сочувствую тебе», когда у человека радость?
-Давайте посмотрим еще один отрывок фильма «Был месяц май» (финальные сцены) просмотр и обсуждение отрывка.
Наш диалог подходит к концу, какой же эпиграф может быть у него? (обсуждение).
Спасибо вам за урок, до свиданья.
Тексты к уроку «От сочувствия к состраданию»
Николай Алексеевич
Заболоцкий
СТИХОТВОРЕНИЯ
1932-1958
ЖЕНА
Откинув со лба шевелюру,
Он хмуро сидит у окна.
В зеленую рюмку микстуру
Ему наливает жена.
Как робко, как пристально-нежно
Болезненный светится взгляд,
Как эти кудряшки потешно
На тощей головке висят!
С утра он все пишет да пишет,
В неведомый труд погружен.
Она еле ходит, чуть дышит,
Лишь только бы здравствовал он.
А скрипнет под ней половица,
Он брови взметнет, - и тотчас
Готова она провалиться
От взгляда пронзительных глаз.
Так кто же ты, гений вселенной?
Подумай: ни Гете, ни Дант
Не знали любви столь смиренной,
Столь трепетной веры в талант.
О чем ты скребешь на бумаге?
Зачем ты так вечно сердит?
Что ищешь, копаясь во мраке
Своих неудач и обид?
Но коль ты хлопочешь на деле
О благе, о счастье людей,
Как мог ты не видеть доселе
Сокровища жизни своей?
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с.214)
ЖУРАВЛИ
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув в серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Горный дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную в борьбе, -
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с. 215)
КОГДА ВДАЛИ УГАСНЕТ
СВЕТ ДНЕВНОЙ
Когда вдали угаснет свет дневной
И в черной мгле, склоняющейся к хатам,
Все небо заиграет надо мной,
Как колоссальный движущийся атом, -
В который раз томит меня мечта,
Что где-то там, в другом углу вселенной,
Такой же сад, и та же темнота,
И те же звезды в красоте нетленной.
И может быть, какой-нибудь поэт
Стоит в саду и думает с тоскою,
Зачем его я на исходе лет
Своей мечтой туманной беспокою.
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с. 218)
ПРИБЛИЖАЛСЯ АПРЕЛЬ
К СЕРЕДИНЕ
Приближался апрель к середине,
Бил ручей, упадая с откоса,
День и ночь грохотал на плотине
Деревянный лоток водосброса.
Здесь под сенью дряхлеющих ветел,
Из которых любая – калека,
Я однажды, гуляя, заметил
Незнакомого мне человека.
Он стоял и держал пред собою
Непочатого хлеба ковригу
И свободной от груза рукою
Перелистывал старую книгу.
Лоб его бороздила забота,
И здоровьем не выдалось тело,
Но упорная мысли работа
Глубиной его сердца владела.
Пробежав за страницей страницу,
Он вздымал удивленное око,
Наблюдая ручьев вереницу,
Устремленную в пену потока.
В этот миг перед ним открывалось
То, что было незримо доселе,
И душа его в мир поднималась,
Как дитя из своей колыбели.
А грачи так безумно кричали,
И так яростно ветлы шумели,
Что, казалось, остаток печали
Отнимать у него не хотели.
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с. 220)
СКВОЗЬ ВОЛШЕБНЫЙ ПРИБОР
ЛЕВЕНГУКА