Смекни!
smekni.com

Что скрывает внутренний мир маленького телезрителя? (стр. 1 из 2)

Мелешкова Н.О.

Нам так хотелось бы разговаривать и играть с нашими детьми, отвечать на их вопросы и рассказывать им на ночь сказки! Но мы измотаны на работе и заняты своими проблемами. Так что сил и времени на полноценное общение с ребенком катастрофически не хватает. И тогда нам на помощь спешат телевизоры, компьютеры и видеоплееры. Пока ребенок смотрит мультики и телепередачи, мы можем подольше поспать в выходные, спокойно поговорить по телефону и заняться своими делами, так, чтобы никто не мешал и не дергал. А тем временем малыш оказывается в мире рекламы, боевиков, триллеров и сериалов.

- Но разве это серьезная проблема? - спросит кто-то из наших читателей.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, как такие «виртуальные няни» влияют на развитие ребенка.

Однажды я открыла дверь детского сада и услышала крик из стайки играющих малышей: «Эй! Кидай сюда горящие бутылки!!!» Воспитатель, увидев мое удивление, пояснила: «Вы не пугайтесь! Это вчера по телевизору Джеки Чана показывали. Родители смотрят - и дети вместе с ними. А с утра малыши играют во все, что вечером видели. У нас здесь и монстры, и трансформеры, и черепашки ниндзя, и даже Дом 2».

Такие игры в телегероев отражают огромное влияние виртуального компьютерно-телевизионного воспитания на все сферы развития ребенка.

Мозг малыша впитывает информацию как губка. А телевизоры и компьютеры представляют собой идеальные источники легко доступной информации, получение которой не требует никаких физических и интеллектуальных усилий. Чтобы ее раздобыть не нужно никуда ходить или листать книгу. Необходимо просто нажать на кнопку. Эта информация фиксируется в подсознании человека в виде образов и сохраняется в его памяти на всю оставшуюся жизнь.

Итак, впустив в себя эти образы, ребенок начинает в них играть. А игра – это не просто детская безделица. С ее помощью каждый ребенок учится использовать в реальной жизни то, что он увидел и узнал. И если малыш играет в черепашек ниндзя, это значит, что он упражняется чувствовать, двигаться, думать, общаться с окружающими и относиться к самому себе так, как это делают его кумиры.

Давайте рассмотрим более детально, что же происходит с ребенком. Одной из главных задач развития дошкольника является познание свойств собственного тела и окружающего мира. Малыш учится ползать, бегать и прыгать. Он узнает, что такое горячо, холодно, быстро, медленно, далеко, близко. А главное, он начинает понимать, что для него безопасно, а что нет.

Иногда взрослым кажется, что все эти навыки и представления появляются у ребенка сами собой. Однако, это не совсем верно. Для их формирования ребенок должен как можно больше контактировать с реальным физическим миром, находиться на природе и двигаться. Например, представления о времени (быстро – медленно) и пространстве (далеко – близко) развиваются у малыша только при ходьбе пешком. Следуя по разным маршрутам, малыш думает примерно так: «Детский сад – близко! Мы туда с мамой быстро приходим. А поликлиника – далеко. Туда нужно идти долго-долго, пока не устанешь!» И если ребенок лишен достаточного количества пеших прогулок и игр на улице, то у него появляется искаженное восприятие пространства и времени.

К сожалению, городские дети слишком мало двигаются, и слишком много сидят у телевизоров и компьютеров, все больше и больше уходя от нас в виртуальный мир. Опасность такого времяпрепровождения кроется в том, что законы виртуального, мультяшно-компьютерного мира и способности его обитателей противоречат законам мира физического и свойствам живых существ. В виртуальном мире мы наблюдаем отсутствие законов притяжения, а также изменение временных и пространственных рамок. Например, камень, летящий прямо в голову главного героя, вдруг замирает в воздухе в ожидании, пока его не подхватят спасатели, Джин или супермен.

Телеперсонажи, а особенно обожаемые детьми мультяшки, свободно летают, перепрыгивают через пропасти и проходят сквозь стены. А главное, они способны умирать и оживать бесконечное число раз. По ним мчатся автомобили, поезда и асфальтовые катки, они падают с крыш, бьются головами о деревья и стены. Но все это не причиняет им ни малейшего вреда. Уже через несколько мгновений они приходят в себя и бросаются на встречу новым приключениям.

Ребенок, эмоционально соединившись со своим телевизионным или компьютерным любимцем, приписывает себе его способности. Пример такой идентификации я могла наблюдать в собственной практике.

Однажды ко мне обратились родители шестилетнего мальчика. Пока они в течение нескольких лет выясняли отношения и решали, кто из них больше любит ребенка, их сын проводил время за просмотром американских мультфильмов. А к психологу эту семью привел тот факт, что мальчик стал копировать поведение мультяшек. Ему хотелось быть таким же ловким и сильным, как его мультипликационные друзья. При этом у него отсутствовало представление о том, что повторение их поведения – опасно. Он не понимал, что если его собьет машина, или он выпрыгнет из окна, то снова ожить и продолжить игру, как это происходит в мультиках, он уже не сможет. Вернее, он понимал это теоретически, но не чувствовал, так как представления об окружающей действительности и свой жизненный опыт этот мальчик черпал в основном из мультфильмов.

А вот другая история. Четырехлетняя девочка постоянно падала в обморок. Все врачи хором сказали, что она абсолютно здорова. Тогда очередь дошла и до психолога, и вся семья пришла на прием. Ничего не обнаружив психолог уже собирался в недоумении развести руками, но тут сам ребенок пришел на помощь. «А вы смотрели мой любимый мультик?» - спросила девочка, проникнувшись расположением к доброму дяде-психологу. «Нет. А что там?» И девочка стала рассказывать про погони и нелепые смешные перипетии, пока вдруг не произнесла: «А он ему ка-ак даст! А тот ка-ак упадет! Вот так!»… И на этих словах впечатлительная малышка, полностью эмоционально соединившись с мультяшкой, …упала в обморок.

Кто-то может мне возразить: «Но мы же Карлсона смотрели – и ничего! Не взлетали!» Правильно! Но главный герой здесь все-таки не Карлсон, а малыш. Главный герой – это тот, кому ребенок больше всего эмоционально сопереживает и с кем себя идентифицирует. В классической сказке – это чаще всего обычный человек, а волшебными свойствами обладает его друг – помощник. Сам же главный герой получает исключительные способности, преодолев сложные испытания.

Ребенок учится не только держать ложку и завязывать шнурки, но и испытывать те или иные чувства. Да, как это ни странно, но чувствам тоже учатся! И взрослый человек склонен испытывать те из них, которые обычно переживали люди, окружавшие его в детстве. А если мы обобщим чувства телегероев, то увидим, что на местах чемпионов здесь уверенно расположились страх, тревога и напряжение. Супермены, мультяшки и отважные спасатели постоянно находятся в ситуациях, угрожающих жизни.

По интенсивности воздействия фильмы и мультфильмы во много раз превышают эмоциональные возможности ребенка. Не удивительно, что в последнее время в кабинете психотерапевта все чаще появляются маленькие пациенты, преследуемые страхами и ночными кошмарами, главные действующие лица которых сошли в их дома с экранов телевизоров. Некоторые сюжеты, произведя неизгладимое впечатление на юных зрителей, преследуют их в течение многих лет.

Родители отмечают, что после просмотра боевиков и ужастиков, детские мультики ребятишкам уже не интересны. Секрет заключается в том, что, перенеся стресс, психика привыкает находиться в напряжении и испытывать сильные, почти разрушающие воздействия. Может быть, когда эти малыши вырастут, они и не будут кидаться горящими бутылками, о которых упоминалось выше. Но, очень вероятно, что способность оказываться в опасных ситуациях и сильная тревожность станут их верными спутниками в течение всей жизни.

Кроме склонности испытывать те или иные чувства, малыш учится форме их выражения. История рассказывает нам о том, что в каждую эпоху существовала своя культура демонстрации своего внутреннего мира, своих чувств окружающим. Сейчас мы можем наблюдать такое различие у жителей разных стран.

Нельзя не признать, что в компьютерно-телевизионном мире в проявлении чувств господствуют грубость и разнузданность, часто с нарушением основных социальных норм поведения. И маленький телезритель должен или принять увиденное им как должное, включив его в собственное поведение, или пережить шок. В данной ситуации особенно страдают мальчики, которых принято учить подавлять свои чувства, а не выражать их. Так что иногда телевизор – это единственный «член семьи», который всегда готов рассказать о том, как дать знать окружающим о своем эмоциональном состоянии.

Не без следа постоянное нахождение у телевизора проходит и для мышления ребенка. Полностью «готовая к употреблению» мозгом виртуальная информация, лишает малыша пытливости и критичности ума и необходимости добывать знания. Все и так само сыпется в голову! Клипы, и бесконечное прерывание даже хороших фильмов рекламой развивают у ребенка неспособность сформулировать единую мысль, проследить сюжетную линию и настроиться на целостное восприятие художественного произведения.

И, наконец, нам нужно коснуться проблемы формирования вкуса. Развитие вкуса у детей – это не просто пустой пафосный призыв. Мы воспринимаем мир и рисуем картину своего будущего, используя образы, запечатленные нами в детстве. Анализ творчества известных художников и композиторов доказывает, что человек создает новое, интерпретируя то, что он видел и слышал прежде. Поэтому качество художественных образов, окружающих ребенка, во многом определяет особенности его видения мира, творчества и фантазирования.

При этом персонажи многих мультфильмов, которые составляют компанию нашим детям в течение многих и многих часов, являются обладателями «сляпанных» на скорую руку лиц и тел, раскрашенных в агрессивные кричащие цвета. Обратите внимание на облик действующих лиц передач и мультфильмов, которые смотрят наши дети! Именно эти образы стоят перед глазами малышей, когда они ложатся спать, рисуют, играют и думают о том, какими они будут, когда вырастут.