Склярова Т. В.
Зарождение человека – событие уникальное. Из трёхсот миллионов мужских клеток, участвующих в процессе оплодотворения, только одна содержит информацию о наследственных признаках того человека, которому предстоит родиться, другая клеточка – это уже другой человек (22). Именно эта клеточка определяет пол. Чем глубже современная наука погружается в постижение биологических, генетических проблем зарождения человеческой жизни, тем больший трепет охватывает исследователей. Через четыре недели после зачатия начинает биться сердце зародыша и функционировать, хоть и в самой примитивной форме, его нервная система. И всё это происходит с человечком, длина которого составляет всего 4 миллиметра. И порой будущая мать ещё и не подозревает о его существовании.
На третьем месяце пребывания в материнской утробе в дёснах малыша формируются зубы, начинают расти ногти на руках и ногах. К двенадцатой неделе развиваются голосовые связки, начинается процесс превращения хрящей в кость. И, хотя длина всего тела приближается к 8 сантиметрам, а вес около 14 граммов, маленький человек уже приобрёл все свои органы и системы.
То, что по крупицам узнают в результате исследований учёные, святым отцам открывалось в молитвенной практике. Уже много веков назад они учили, что ребёнок в утробе матери живёт своей собственной духовной жизнью. Сейчас науке известно, что и физическое существование матери и ребёнка в утробе не вполне едино. Кровеносная система у ребёнка существует вполне самостоятельно. Режим сна и бодрствования малыш зачастую определяет себе сам. А вот духовная жизнь, она во многом зависит от материнской, но тоже вполне самостоятельна. В агиографической литературе есть множество тому подтверждений. Вот как пишет архимандрит Никон в «Житии и подвигах Преподобного Сергия, Игумена Радонежского и всея России Чудотворца»: « В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери: перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святые Троицы. Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от чрева Матери предъизбрал и освятил, также и пророка Исайю. А Предтеча Иоанн ещё во утробе Матери возопил: «Прииде Мати Господа моего ко мне»(Лк.1,44).
Господь досточудно ещё до рождения Преподобного явил ему Свою благость и промышление. Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия, соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении. Родители могут ещё до рождения детей своих сообщить задатки добра…».
Пребывание в материнской утробе питает ребёнка не только физически, но также и интеллектуально и духовно. С этим связано особое отношение к женщине, вынашиваюшей ребёнка, а также особые ожидания в отношении её поведения, так как оно оказывает своеобразное воспитывающее воздействие на будущего ребёнка. Подтверждение тому можно найти в обычаях и традициях любого народа. Практически каждая культура имеет свои правила, регламентирующие поведение беременной женщины и даже поведение её ближайших родственников, в первую очередь – мужа.
Православная антропология связывает личностное начало в человеке с образом Божиим в нём и потому ребёнок, пребывающий ещё в материнской утробе, уже является личностью с точки зрения православия. Воспитание личности начинается во внутриутробный период её развития. Воспитывающим факторами становятся не только здоровье и поведение матери, но и её взаимоотношения с другими близкими людьми, отношения отца ребёнка к его матери и к самому ребёнку.
Основной воспитательной задачей во внутриутробный период развития ребёнка становится подготовка его к рождению – физическая, душевная и духовная. Все эти направления имеют много путей реализации ответственного отношения к рождению ребёнка, однако, следует обратить внимание на одну особенность, которая отличает духовный подход в воспитании от светского. Определяя равную ответственность обоих родителей за полноценное воспитание детей, Церковь учит, что «одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определённое время»(37, ХII.3).
Воспитание в материнской утробе свойственно не только педагогике последнего времени. Во все времена любящие родители обращались со своим ещё нерождённым ребёнком, как с полноправным членом своей семьи. С ним разговаривают, обращаются с просьбами и наставлениями, его любят и ждут его рождения. Современные исследования установили, что ребёнок в утробе лучше воспринимает низкие звуки, чем высокие (15,348). Голос отца ребёнок узнаёт ещё до рождения, тогда как голос матери в этот период для него связывается с собственным звучанием.
Специалисты дискутируют о том, испытывает ли ребёнок боль во время прохождения по родовым путям и собственно рождения? Дело в том, что в ситуации естественных родов, в крови ребёнка циркулирует большое количество естественных болеутоляющих веществ: бета-эндорфинов. Возможно поэтому, многие младенцы сразу после родов проявляют повышенную восприимчивость и активность. Дети, которые не подверглись действию анестезирующих веществ извне, расходуя свой родовой запас бета-эндорфинов, около получаса после родов в состоянии «общаться» со своими родителями. Именно этот период идеальное время для первых контактов с матерью. Первый телесный контакт ребёнка с матерью способствует формированию механизма бондинга ( с английского bond – узы, оковы). Специалисты, изучающие влияние телесных контактов первых часов жизни младенца, установили удивительную закономерность – физиологические ощущения матери от прикосновения новорожденного обуславливают возникновение у неё целого комплекса психологических качеств. Главной характеристикой этих психологических качеств является привязанность к младенцу. Механизм бондинга эффективно используют в работе с матерями группы риска, теми, у кого не сформирована полноценная готовность к материнству, кто намерен после родов отказаться от воспитания своего ребёнка. Женщина, на груди которой провёл первые часы своей жизни ребёнок, которого она теперь ещё и разглядела, практически не в состоянии от него отказаться.
Роды становятся первым жизненным испытанием человека. По мнению специалистов, переживание родового шока обеспечивает столь интенсивное развитие в первые годы жизни ребёнка. Все параметры предыдущего существования резко меняются – начинает действовать атмосферное давление, происходит переход от водного к воздушному типу существования, меняется тип дыхания, температурный режим, проявляется действие сильнейшего раздражителя – света. Никогда человек не бывает так близок к смерти, как в момент рождения.
Перинатальное воспитание: школы и методики
Пренатальное (дородовое) воспитание, или обучение как направление занятий с беременными женщинами существует более четверти века. Что это такое и зачем оно нужно? Надо сказать, что почти все курсы, проводящие занятия с беременными, тем или иным образом занимаются этим самым пренатальным воспитанием, однако их понимание этого термина и, соответственно, подход к занятиям с беременными женщинами и методики, применяемые на этих занятиях, очень различны. Разобраться в этих подходах непросто. Насколько полезны и безопасны предлагаемые методики? Подходят ли они всем без исключения? На чем основаны отдельные методики и в целом идея дородового воздействия?
Все многообразие существующих в настоящее время пренатальных школ можно условно разделить на два направления, создающих соответственно два вида методик.
Первое направление строится на традициях и народной мудрости материнства, хранящейся в культуре человечества. Практически в каждом народе есть традиция поведения беременной женщины. Будущая мама должна смотреть на красивых детей, на цветы, природу - на все, что дарит ей состояние умиротворения. По сути дела, это есть "воспитание" красотой изначально, от самых истоков развития человека. Мама сама является уникальной "лабораторией" созидания малютки. Методики этого типа пренатального воспитания предлагают воздействие на плод через эмоционально-положительное состояние матери при восприятии природы, музыки, поэзии, других произведений искусства и приобщения к творчеству. В этот момент в организме женщины вырабатываются "гормоны роста и развития", столь необходимые для формирования здорового ребенка. Беременная взаимодействует с ним на химико-молекулярном уровне. Многие современные специалисты пишут о том, что соответствующим высокой духовности поведением мать созидает своего ребенка, как бы нанося "узоры" на "золотую матрицу" его индивидуальности. Вместе с тем псалмопевец, обращаясь к Господу, говорит: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои…» (Пс. 138:13-16).
Отношение к беременной женщине, как к творческой мастерской, в которой происходит чудо развития человека, в целом характеризует пренатальные методики первого типа.
Второе направление пренатального воспитания и образования строится на научных гипотезах, часто не лишенных оригинальности, большая часть которых пока находится в стадии разработки. Как правило, это авторские методики отечественных и зарубежных исследователей, предполагающие контактное воздействие на ребенка. Методики этого типа ориентированы на создание особых условий для общения с ребенком в утробе и побуждающие его к специфической деятельности. Это может быть "поющий пояс" на животе беременной, может быть рупор, с помощью которого будущий отец пытается войти в контакт с плодом и т.п. Теоретической предпосылкой возникновения этого направления пренатального воспитания является обнаруженный более ста лет назад учеными определенный процент атрофированных нейронов в мозгу новорожденного. Основополагающей научной идеей стала гипотеза о том, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. Соотнесение указанной гипотезы с научной информацией о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития и психической зрелости ребенка породило школу перинатального воспитания, т.н. «второго типа». Идеи о целесообразности образовательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга в целом характеризуют перинатальные методики второго типа.