Меньшиков В. М.
Понять тенденции развития российского образования мы можем только в контексте развития педагогического сознания и образования Западной Европы, с которыми российская психолого-педагогическая наука и образование связаны не внешним образом, а по существу; точнее, российское педагогическое сознание, равно как и ее школа, фактически стоит на тех же позициях, на тех же идеологических и методологических основах, что и западноевропейская наука и школа.
Анализируя европейское и российское воспитание под углом выявления тенденций их развития, нельзя не видеть, что эти тенденции соответствуют развитию общества и мировоззрения своего времени, они соответствует той идее, которую реализовало общество в данную историческую эпоху. В то же время тенденции определялись и внутренней логикой развития самого воспитания, т.е. в развитии воспитания Европы и России мы видим два сопряженных потока: развитие, определяемое внутренними законами воспитания, и развитие, диктуемое внешними законами, идущими со стороны общества. При этом эти процессы не всегда носили линейно-однозначный поступательный характер, а страны не всегда использовали в развитии воспитания те возможности, которые им давались историческими обстоятельствами. Это относится и к России, и к Западной Европе.
В период становления западноевропейских государств, после падения Римской империи, традиционная римская система образования была перестроена на основе христианских ценностей.
В раннее Средневековье начинает складываться особая средневековая система воспитания, представленная соответственно народным, рыцарским воспитанием или образованием. Эпоха Каролингского возрождения, явив миру такого средневекового педагогического гения, каковым был Алкуин, сформировала новую «структуру» образования с разными видами школ: церковными, учеными, высшими, соответствующими духовным и социальным запросам этой эпохи.
В среднее Средневековье складывается новая организация образования. Помимо уже ставших традиционными открываются новые учебные заведения, дополняющие существующую церковную систему образования: школы грамоты, цеховые и гильдейские школы, городские ученые школы и университеты. Идеальное выражение образования этого времени – система схоластического образования. При этом педагогическое сознание обосновало новые идеи эпохи в области образования, в том числе и выработав модель схоластического обучения. Наиболее ярко эта педагогика предстала в трактате Эгидия Римского.
Коренные изменения всех сторон социальной жизни и всех видов воспитания в Западной Европе произошли в период позднего Средневековья – в эпоху Возрождения. Пожалуй, лучше всего эти изменения можно выразить понятием «принцип светскости», означавшим приоритет мирского начала над церковным во всех сферах жизни общества, в том числе и в семье и семейном воспитании. По сути, эпоха Возрождения положила начало новому мировоззрению, философии, идеологии Западной Европы Нового времени, в том числе и ее индивидуализму, как принципу бытия человека в обществе.
Новые требования социальной жизни в этот период в области педагогического сознания были выражены гуманистической педагогикой, представленной многими именами от П.П. Верджерио до Ф. Меланхтона и М. Монтеня, а в образовании нашли отражение в открытии новых школ, увеличении их числа, в новом содержании образования, получившем название классического, в новых формах (классно-урочная, экскурсионная и др.) и методах обучения и воспитания (обучение в игре, изучение иностранных языков в живом общении и т.д.).
Эпоха Просвещения, начиная с Дж. Локка, утвердила новый принцип понимания человека (антропологический), в рамках которого сложились и развиваются современные психолого-педагогические науки, и выработала новую систему воспитания и образования. Она дала новые трактовки значения образования для жизни общества и человека, создала множество новых моделей школ; наиболее жизненные из них – неоклассическая и реальная гимназия, а затем национальная школа с приоритетом национального и научного содержания образования, концептуальным вытеснением христианства из содержания образования, новыми технологиями.
XX век стал практическим осуществлением основных идей и принципов эпохи Просвещения. С конца XIX в. начинается время реформаторской педагогики, в рамках которой сложились многие направления психолого-педагогической науки. В образовании – это создание единых национальных систем образования, включающих в себя сеть школ от детских садов до университетов.
Современная западноевропейская школа реализует ранее заложенный потенциал, направленный на овладение научным знанием как важнейшим способом решения главных социальных и образовательных проблем. Тем самым ее развитие есть не что иное, как продолжение воспроизводства просветительских педагогических идей: наращивание информации и научных знаний в школе, технологий их обработки, поиск и создание средств, позволяющих оптимально их освоить.
Итак, Западная Европа на каждом новом историческом этапе вырабатывает соответствующее своему времени педагогическое сознание (средневековая и гуманистическая, просветительская и реформаторская педагогика, современная педагогика, являющаяся продолжением реформаторской педагогики), идеологию и философию воспитания и образования и предлагает соответствующее своему времени содержание и организацию воспитания и образования.
В истории российского воспитания и педагогики также можно выделить несколько этапов.
Первый период – первые века развития славянских племен до принятия христианства. В этот период развиваются разные формы воспитания, возможно, начинают складываться первые формы образования, развивается народное педагогическое сознание.
С принятием христианства (второй период) складывается новое воспитание, утверждается в определенной мере целостная система образования с устойчивым и глубоким содержанием и соответствующими технологиями обучения. Благодаря деятельности Владимира Великого закладывается основа древнерусского образования. Школьная политика была продолжена его сыном Ярославом Мудрым. В Киевской Руси создаются школы и формы образования, которые получили название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище». Создается своего рода система древнерусского и средневекового русского образования. С этого же времени начинает формироваться нормативное педагогическое сознание Древней Руси. Его основы были заложены в «Слове о Законе и Благодати» Илариона, фундаменте древнерусской культуры и воспитания. Благодаря деятельности государства и церкви, государственных и церковных деятелей Древняя Русь уже в первые десятилетия после принятия христианства стала страной с высоким (по масштабам того времени) уровнем образования и культуры.
Со второй половины XIV в. (третий период) начинается духовное возрождение Руси, олицетворением которого стал Сергий Радонежский.Духовное возрождение позволило восстановить политическое и экономическое положение Руси, укрепить социальное здоровье общества, укрепить семью. Величайшим социально-педагогическим достижением этого времени стал создаваемый русским народом на протяжении веков «Домострой». Это позволило упрочить приоритет духовно-нравственного воспитания в общественной жизни и в образовании, повысить уровень самого образования.
Большие перемены происходят в общественной жизни – начинает складываться поворот к светской жизни, результатом чего стал церковный раскол. В определенной мере эти процессы можно сравнить с процессами, происходящими в Западной Европе в период Возрождения. Заметны успехи в образовании: открывались новые школы, складывалось новое содержание и технологии обучения, печатались учебники. Благодаря деятельности таких выдающихся людей, как Федор Ртищев, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, С. Медведев, К. Истомин и др. шло развитие педагогического сознания, в том числе формировались принципы освоения культуры других народов на основе традиционной православной культуры.
С XVIII в. (четвертый период) – в России начинает складываться новое «светское» воспитание и современное образование. Появляются современные типы школ – от начальной до высшей, многие оригинальные учебно-воспитательные учреждения, новые виды учебных заведений, как духовных (в XVIII веке они играли огромную роль), так и светских. Величайшую роль в становлении, утверждении и развитии этой системы образования сыграли Петр Великий, М.В. Ломоносов и Екатерина Великая. Пётр Великий положил начало современной системе образования, открытию различных светских образовательных учреждений от гарнизонных школ до Академии наук. М.В. Ломоносов (середина ХVIII в.) фактически закладывает основы современного отечественного образования, с него начинает свою историю русский университет и русская гимназия. Благодаря деятельности Екатерины Великой расширяется система российского образования, в том числе и благодаря открытым по ее инициативе народным училищам. Важнейшими элементами содержания образования становятся национальная культура и наука. В школу входят новые учебники и технологии обучения, в том числе и классно-урочная система. Крупнейшие деятели просвещения этого периода: Екатерина Дашкова, И.И. Бецкой, И.Ф. Янкович и др. Традиционное православное педагогическое сознание представлено такими именами, как митрополит Димитрий Ростовский, митрополит Митрофан Воронежский, епископ Тихон Задонский, митрополит Платон (Левшин).
С середины XVIII в. в России начинает формироваться теоретический тип светского педагогического сознания. Наиболее ярко это сознание представлено в трудах И.И. Бецкого и Н.И. Новикова.
Начало XIX в. стало точкой отсчета современной школы, современного образования во всех его компонентах: в организации – от создания административной системы управления, начиная с Министерства народного просвещения, до создания строго определенной системы учебных заведений: начальной, средней и высшей школы в их современном виде; в содержании образования – переход к национальному и научному содержанию; в технологиях – утверждение классно-урочной системы и развивающих методов обучения. Значительную роль в развитии российского образования в этот период сыграл М.М. Сперанский.