Смекни!
smekni.com

Станислав Теофилович Шацкий и концепция школы – центра воспитания в социальной среде (стр. 1 из 5)

Один из ярких российских педагогов, С Т Шацкий внес много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. Его высокий авторитет среди учителей и ученых-педагогов определялся оригинальным подходом к постановке и решению проблем. Созданные им образцы педагогической работы активно усваивались и становились достоянием трудовой школы. Познакомившийся с воспитательной системой Шацкого, Дьюи заявил, что Первая опытная станция – уникальное в мире учреждение, способное решать принципиально новые для педагогической науки задачи Заслуга Шацкого в том, что он одним из первых сделал предметом исследования влияние

микросредовых условий на социализацию ребенка Ему принадлежит первенство в разработке в России таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В его концепции школы – центра воспитания в социальной среде – преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главную задачу школы он видел в приобщении ребенка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.

Сегодня теория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Биография

Родился Станислав Теофилович Шацкий в 1878 году. Его детство прошло в Москве, в многодетной семье военного чиновника. Один из лучших учеников гимназии, Шацкий отверг далекое от жизненных потребностей образование, отчужденный характер отношений между учениками и учителями, формальный характер обучения. Длившийся в течение десятилетия поиск профессионального самоопределения, когда Шацкий учился в Московском университете, Московской консерватории, сельскохозяйственной академии, принес неудовлетворенность и разочарование. Встреча с Александром Устиновичем Зеленко, архитектором по своей основной профессии, прекрасно знавшим опыт американских школ, и его предложение организовать клуб, главной целью которого стало бы повышение культурного уровня населения, увлекли Шацкого. Потребностям бурно развивающейся промышленной России, утверждал Зеленко, требовался рабочий нового типа: творчески ориентированный, хорошо образованный, способный участвовать в кооперативной деятельности. Для решения этой задачи Шацкий и Зеленко организуют в Москве общество «Сетлемент». На средства, собранные среди владельцев крупных предприятий – братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится в России клубное здание для детей. Начинается интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности.

Ядро коллектива сотрудников образовали выпускники Московского университета Е.А. Казимирова, К.А.Фортунатов, А.А.Фортунатов, Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитинова. Это были яркие и одаренные люди, много внесшие в развитие педагогических идей в России.

Однако работа «Сетлемента» прерывается в 1907 году. Решением московского градоначальника «Сетлемент» закрывается за «распространение среди детей социалистических идей». Благодаря настойчивости Шацкого и его друзей в 1908 году создается новое общество «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». В 1911 году в рамках общества открывается детская летняя колония «Бодрая жизнь» Здесь С. Т. Шацкий вместе с сотрудниками в опытной работе проверяет идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Представленные в форме монографического исследования результаты работы в колонии «Бодрая жизнь» получили высокую оценку и международное признание. Глубокое знакомство со школами Западной Европы в 1912-1914 годах позволило Шацкому сделать вывод о том, что созданные им и его коллегами в Москве колония и клуб не уступают лучшим иностранным учебным заведениям. Он видел превосходство европейских школ в их укомплектованности методическими пособиями, хорошем материальном обеспечении. Но творческих идей и замыслов, оригинальных решений у московских педагогов было больше. «Я заграницу только почитаю за устойчивость и практику, а им не хватает идей свежих, широких. Разве не тоскуют здесь именно по этому?» (Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 4. С. 228).

Февральская революция окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Шацкий был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками.

Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса. «Сегодня мною получено письмо от А.В.Луначарского на бланке ВДНК советов рабочих и солдатских депутатов с предложением занять «пост руководителя одного из отделов создаваемой ныне государственной комиссии по народному образованию, согласно законопроекту, имеющему пройти в ближайшие дни, – комиссии, к которой переходят функции министра народного просвещения, его товарищей и комиссара по бывшему министерству двора».

В письме указывается, что кандидатура моя «признана желательной на совещании всех работников культурно-просветительного дела, группирующихся вокруг советов». Но благодарю за эту честь. Мне, члену московской городской управы, распущенной декретом «правительства», в состав которого входит т. Луначарский, это предложение кажется невероятным и нелепым. Думаю только, что это, вероятно, отражение той предательской политики, которую ведет наше лишенное всех задерживающих центров «правительство». Это так называемое правительство ведет систематический поход против русской интеллигенции, которую я слишком ценю, чтобы, подобно Луначарскому, мог поднять на нее руку. Сверх того прибавлю, что я участвую только в серьезных делах, помогать же т. Луначарскому в его административных восторгах и педагогическом дилетантстве я ни в коем случае не могу. Педагогическое дело слишком мне дорого. Наконец, я не могу работать с людьми, которых я не уважаю, а к таковым после Ленина и Троцкого, к сожалению, приходится присоединить и Луначарского. Чем скорее он уйдет от просвещения, тем будет лучше. Член московской городской управы С. Т. Шацкий» (НА РАО. Ф. 1, оп. 1, ед. хр. 332, л. 103). Это заявление впоследствии использовалось как компрометирующий материал, с помощью которого давили на ученого, побуждая идти на компромиссы.

Только ответственность за судьбы детей, стремление заниматься педагогической деятельностью на благо общества побудили его принять через два года предложение Наркомпроса о сотрудничестве. В 1919 году он создал Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году.

Первая опытная станция – уникальное в истории образования учреждение – занимала целый район В нее входили четырнадцать начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детские сады, читальни. Центральной задачей станции было исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс. По всеобщему признанию, станция была лучшим опытно-экспериментальным учреждением в стране. В двадцатые годы она оказала большое влияние на разработку концепции образования Единой трудовой школы. Разгром школы и педагогики 20-х годов, последовавший за постановлением Центрального комитета о школе в сентябре 1931 года, привел к прекращению работы станции. В 1932 году Шацкого назначают директором Московской консерватории. Однако и здесь он стремится реализовать свои педагогические идеи. По его предложению создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Ее деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30-50-е годы.

Неудовлетворенность работой, систематическая травля, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к демонстрации Шацкий скоропостижно скончался. После смерти его имя было предано забвению. Первая публикация работ талантливого педагога появилась четверть века спустя после похорон. Только в начале 60-х годов издается собрание его сочинений в четырех томах. В настоящее время возрождается интерес к творчеству Шацкого в Европе и Америке, где переиздаются произведения ученого. После длительного перерыва творчество Шацкого стало предметом изучения в педагогических институтах, с его теорией и практикой начинают знакомиться учителя.

Предшественники

В формировании его педагогического призвания Шацкий неоднократно подчеркивал роль Л.Н.Толстого. Толстой привлекал его уважением и преклонением перед ребенком, творческим отношением к педагогической деятельности, оценкой образования как важного средства развития духовных сил людей. Ему было близко стремление Толстого использовать в воспитательной работе традиции и обычаи крестьянского уклада жизни.

«Не могу, конечно, не отметить того совершенно необычайного впечатления, которое произвела на меня Яснополянская школа в изображении Толстого. Мое живое воображение рисовало мне картины моей собственной жизни в семье, в школе, и мысли о том, как по-настоящему нужно учить и воспитывать детей, а главное – как к ним относиться, очень часто приходили мне в голову. Я помню, что под влиянием статьи («Так что же нам делать?») Толстого я решил совершенно отказаться от давания уроков, от репетиторства, от подготовки учеников к экзаменам, что в то время являлось главным источником студенческого заработка» (Шацкий С. Т. Избр. пед. соч.. В 2 т. T.I. C. 28).