Смекни!
smekni.com

Свободное воспитание есть содействие саморазвитию и формированию творческой личности-индивидуальности (стр. 4 из 6)

В заключение я могу сказать только одно: я глубоко уверен в том, что тем великим и святым идеям, которые я, быть может, не совсем искусно старался развить в настоящем докладе, принадлежит будущее, что рано или поздно они восторжествуют и в сознании людей, и в жизни, и что теперь для многих представляется бессмысленной мечтой и утопией, станет самоочевидной истиной, о которой будет говорить каждый шаг человеческого существования, и люди будут удивляться тому, что предшествующие поколения так долго медлили дать этим идеям плоть и кровь.

Свободное воспитание и семья.//

Свободное воспитание. — 1912-1913.

— № 1. — С. 35-52, 54-55, 63.

СВОБОДНАЯ «ШКОЛА БУДУЩЕГО»[1]

ИДЕАЛЬНАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО И СПОСОБЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

Какие формы примет и должна принять «школа будущего»? Если при построении ее будут руководствоваться одними только истинно педагогическими соображениями, если будут стремиться построить только такую школу, которая служила бы целям истинного воспитания и образования молодого поколения, а не преследовала бы какие-либо совершенно чуждые делу воспитания и образования цели. Весь прогресс в развитии школы может заключаться только в прогрессирующем освобождении ребёнка от внешнего и внутреннего гнета для доставления ему возможности свободного и беспрепятственного гармонического развития всех сторон его природы, всей его индивидуальности в целом. Идеальная школа будущего будет школою свободного ребёнка, и в этом отношении она будет глубоко отличаться от школы прошлого и от школы настоящего времени.

Идеальная же школа, или вернее то идеальное воспитательное и образовательное учреждение, которое я называю «Домом Свободного Ребенка» и которое должно заменить современную школу, своею исходною точкою будет брать развитие воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактом душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие и вместе с тем является венцом и высшею точкою развития душевной жизни.

«Дом Свободного Ребенка» не учебное заведение, это – воспитательно-образовательное учреждение. В «Доме Свободного Ребенка» на первый план выдвинуто воспитание, имеющее в виду цельную личность человека, причем интеллектуальное образование, или ученье, входит сюда только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент. План жизни [в «Доме Свободного Ребенка»][2] я и постараюсь обрисовать в общих чертах.

На «Дом Свободного Ребенка» мы должны смотреть как на маленькую педагогическую общину, состоящую из детей, руководителей и родителей, общину, которая стремится в своем строе возможно более приблизиться к типу идеального общества, которая стремится возможно полнее осуществить в своей жизни идеи свободы, братства и справедливости.

Под словом «община» я понимаю общность дел.

«Дом Свободного Ребенка» я назвал педагогической общиной, которая является свободным соединением членов ее для общего всем им педагогического дела, т.е. дела воспитания и образования.

Что же мы ответим ребенку на вопрос о цели учреждения «Дома Свободного Ребенка»? Мы ему скажем, что он пришел сюда для того, чтобы жить здесь полною жизнью, что он пришел сюда для свободного труда, для свободной игры, для свободного общения со своими товарищами и с теми взрослыми, которые могут с ним поделиться своими знаниями и вообще теми духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты путем самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собою и над той маленькой общиной, в состав которой он вступил, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее.

Мы ему скажем, что это учреждение, в которое мы его привели, есть дом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного, торжественного отношения к жизни и ее задачам, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни только в более увеличенном масштабе. И вот для того, чтобы иметь впоследствии возможность работать наиболее плодотворным образом для своего народа и человечества, и он сам, и все остальные дети и взрослые, которые работают в этом учреждении, должны приложить все свои усилия для того, чтобы собрать в этот дом все то лучшее, что только создало человечество в области форм производительного труда, в области науки, искусства, в области форм идеальных отношений между людьми.

Дети — равноправные члены этой общины наравне со взрослыми (родителями и руководителями). В этой общине, большую роль играют детские собрания, а также и общие собрания всех членов «Дома Свободного Ребенка», и взрослых и детей.

«Дом Свободного Ребенка» должен охватывать по возможности все стороны жизни человека. Местом производительного физического труда и местом полного удовлетворения всех общественных, эстетических, нравственных и других запросов ребёнка.

Надо прилагать все усилия к тому, чтобы жизнь «Дома Свободного Ребенка» по возможности носила характер цельности, единства и гармонии. Руководители должны действовать солидарно друг с другом, взаимно как бы дополняя друг друга.

Среди взрослых членов «Дома Свободного Ребенка» должны царить, сверх того, взаимный контроль и свободная искренняя критика друг друга.

В «Доме Свободного Ребенка» мальчики воспитываются совместно с девочками, причем и те и другие одинаково принимают участие во всех работах и занятиях дома. Совместное воспитание – есть лучшее средство к установлению товарищеских отношений между обоими полами, основанных на взаимном уважении друг к другу.

«Дом Свободного Ребенка» должен будет обратить особое внимание на правильное сексуальное воспитание детей.

План жизни в «Доме Свободного Ребенка».

Часть времени будет посвящена общественно необходимому труду;

Часть времени будет посвящена удовлетворению детской любознательности или содействию детям в удовлетворении их научных запросов;

Часть времени будет посвящена систематическому, но свободному занятию трудом в смысле овладения философией производительного труда вообще, в смысле достижения в этой области способности с наименьшими усилиями достигать наибольших результатов и, причем достигать при помощи таких способов и приемов труда, которые не только не вредили бы здоровью и не вели бы к тем или другим физическим недостаткам, но, напротив того, вели бы к здоровому и гармоническому развитию тела;

Часть времени будет посвящена свободному занятию искусством;

Наконец, часть времени будет посвящена отдыху, в течение которого совершается завтрак, и свободным физическим упражнениям (подвижным играм).

Виды общественно необходимого труда, которые могут иметь место в [городском] « Доме Свободного Ребенка»:

Поддержание помещений и вещей в сохранности, чистоте и опрятности (уборка комнат, расстановка вещей по местам и т.д.).

Изготовление завтрака.

Изготовление для «Дома Свободного ребенка» тех или других необходимых предметов.

Изготовление тех или других необходимых орудий для работ.

Изготовление игрушек для детей.

Изготовление простейших необходимых учебных принадлежностей и пособий

Изготовление предметов для украшения «Дома Свободного Ребенка».

Шитье полотенец, передничков для детей, запасной одежды, вязание чулок.

Клейка из картона коробочек для хрнения припасов, для научных коллекций.

Уход за растениями, за аквариумом, за террариумом, за животными, если таковые будут.

Переплет книг для библиотеки «Дома Свободного Ребенка» и поддержание библиотеки в порядке.

Изучение тех или иных учебных предметов будет в полной связи с жизнью детей, с прикладным знанием, с производительным трудом.

[Математика] изучается не на особых уроках, а в связи со всеми видами производительного труда, которые практикуются в «Доме Свободного Ребенка», она изучается практическим путем.

Физика и химия. Беседы с детьми о различных физических и химических явлениях, привлекших их внимание, с которыми им приходится встречаться в обыденной жизни.

Естествознание в «Доме Свободного Ребёнка» изучается в связи с кухней, в связи с уходом за растениями, которые будут иметься, за животными, за аквариумом, террариумом, в связи с экскурсиями.

География. Изучение детьми родины, например, Москва и ее окрестности, Московская губерния. С этой целью предпринимаются с детьми экскурсии

Технология. Знакомство с различными техническими производствами тех предметов, которые им постоянно приходится употреблять в обыденной жизни.

Родной язык изучается в связи с запросами жизни детей

Иностранные языки будут изучаться не раньше, чем будет усвоен родной язык

Обществоведение. Не особые уроки, а беседы с детьми о тех общественных явлениях, по поводу клторых они задают вопросы.

История. Издаваемый детьми журнал «Летописи Дома Свободного Ребенка», а затем записывание детьми, или самими, или при участии взрослых, своих воспоминаний, составление краткого очерка своей жизни до поступления в «Дом Свободного Ребенка» подготовят путь к правильному понманию и правильному изучению истории. Кроме этого естественного психологического фундамента, заключающегося в пробуждении в ребенке ясного сознания процесса развития его индивидуальной жизни, и без предварительной закладки которого не может быть сколько-нибудь ясного понимания истории своего народа и всего человечества, другим естественным фундаментом может служить наблюдение ребенком процесса развития и возникновения, встречающихся ему в жизни предметов и явлений. И здесь все области знания и искусства, и производительного труда могут помочь ему накопить обильный материал для выработки в себе способности понимать и изучать историю. Далее, естественной исходной точкой могли бы служить воспоминания взрослых о тех исторических событиях, которые им пришлось пережить, рассказы о прошлом времени и характеристики этого времени на основании этих личных переживаний. С каждым днем года связано воспоминание о каком-нибудь великом человеке, и вот другая естественная исходная точка, которая могла бы предшествовать последовательному систематическому изучению истории, – это составление с детьми исторического календаря.