Смекни!
smekni.com

Свободное воспитание есть содействие саморазвитию и формированию творческой личности-индивидуальности (стр. 5 из 6)

Чем моложе дети, тем больше их надо знакомить с историей под видом тех или иных художественных рассказов из жизни человечества, и тут-то, особенно для маленьких детей, так любящих сказки, приобретают большое значение великие легенды разных веков и народов.

В «Доме Свободного Ребенка» создадутся естественные программы, приноровленные к природе и жизни детей. Программы не могут быть предписаны и продиктованы извне, они только могут вырасти изнутри, и я взял бы на себя неблагородную задачу, если бы занялся составлением их.

В «Доме Свободного Ребенка» не должно быть учебников. Пускай дети сами создают свой учебник, т.е. пишут и составляют такую книгу, которая содержала бы в себе свод всего добытого ими в той или другой области знания и рассказала бы о том пути, который был пройден ими для достижения ими полученных результатов.

Таким образом, «Дом Свободного Ребенка» принципиально отказывается от всяких учебников и решительно становится на путь составления самими детьми с помощью руководителей своих собственных учебников.

Весь процесс обучения должен быть поставлен таким образом, чтобы он имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей; тогда он будет иметь благотворное влияние на все его духовное развитие и особенно на развитие его воли, на выработку из него свободного человека.

Я считаю полезным, чтобы тот или другой учитель чаще им задавал вопросы: «Ну, дети, чем же мы теперь будем заниматься? Что будем изучать? Что интересует вас в той области знания, в которой я, как специалист, мог бы быть вам полезен?». Вопрос, конечно может быть поставлен не буквально в такой форме, в какой он здесь приведен, и даже он может быть поставлен не так прямо, а косвенно – все это будет зависеть от педагогического такта самого учителя.

{Метод обычения] детей той или другой отрасли знаний, я предпочел бы [тот], что они сами будут творить и создавать этот курс [ в данном случае речь идет о курсе физики]. При нашем способе [дети] являются самостоятельными исследователями, а учитель только старшим товарищем их, помогаущий им в их самостоятельных изысканиях. Надо дать детям возможность экспериментировать в возможно более широких размерах, помочь им устроить свой собственный кабинет и помочь самим сделать разные приборы, необходимые для опытов, одним словом, помочь им самостоятельно изучать [науку].

Роль учителя – давать ребенку постоянный наглядный пример того, как можно самостоятельным путем доводить до разрешения тех или других вопросов.

Подобно тому, как человечество на протяжении [истории] искало, творило, открывало, так дайте возможность и детям искать, творить, создавать, открывать. Тогда только они подготовятся к продолжению духовной работы, совершаемой человечеством, с с того именно пункта, на котором эта работа остановилась.

[Там где невозможно], попытаемся это осуществить в тех размерах, в каких возможно, и, быть может, что казалось прежде трудно осуществимым, на самом деле легко и просто осуществимо.

Гораздо плодотворнее преподавать детям не столько науку в систематически расположенном виде, сколько приноровленную к их пониманию историю науки. Учитель достигнет гораздо больших результатов, если будет знакомить детей со своими самостоятельными работами и усилиями в области данной науки, чем если будет им только сообщать уже готовые, полученные результаты. В педагогическом –воспитательном и образовательном – отношении неутомимый и беспокойный искатель истины важнее спокойного и самодовольного ученого, гордого своей наукой. И наших детей мы должны окружить не столько учеными, сколько искателями истины, если мы хотим им помочь в достижении общего образования.

Подводя итоги, мы может так сформулировать сущность [этого метода], которого должен придерживаться учитель в своей деятельности: этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, методом приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как эо имеет место в большинстве случаев при современных методах преподавания.

При этом становится гораздо легче разрешимым вопрос об индивидуальности преподавания, а также вопрос о группировке учеников. Та искусственная группировка, которую обыкновенно приходится устанавливать при существующих методах обучения доже в лучших школах, когда учитель, пользуясь своим авторитетом, чисто внешним образом и потому грубо распределяет учеников по возрастным группам, уступает свое место естественной группировке, устанавливающейся само собой в силу совпадения однородных целей и образующихся для их достижения свободных соединений детей между собою. А что индивидуализация обучения легче достижима не тогда, когда все ученики вынуждены за раз главным образом слушать учителя, что он говорит, и когда весь центр тяжести обучения сосредоточивается на этом, а тогда, когда центр тяжести сосредоточивается на самостоятельной творческой работе детей, – это, как мне кажется, ясно само собою.

Как «Дом Свободного Ребенка» будет заботиться о нравственном и религиозном воспитании детей? Нравственность и религия должны вырасти свободно и непринужденно изнутри самого ребенка; они должны быть плодом его самостоятельной внутренней творческой работы, а не продуктом внешней дрессировки или обучения того или другого сорта. Нельзя обучать ни нравственности, ни религии, и то и другое личность создает и может создать только сама.

Не внедрение детям тех или других ортодоксальных нравственных или религиозных воззрений, а свободное, интимное, задушевное общение с детьми по поводу тех вопросов из области нравственной или религиозной жизни, которые ими самими поднимаются, или повод к поднятию которых дают естественныеобстоятельства самой жизни. И для целей этого искания руководители будут стремиться использовать все стороны и все формы жизни в [«Доме Свободного Ребенка»]. И производительный труд, и искусство, и занятия детей научными предметами – все может принести свою дань в великом деле содействия в самостоятельной выработке в себе истинной религии и истинной нравственности.

Искусство, подобно всему остальному, в этом учреждении должно быть тесно связано с жизнью ребенка, с его душевными состояниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. На ребенка следует смотреть, как на маленького художника, которому надо только помогать совершенствоваться и находить самому самостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты. Сделанное детьми (рисунки, скульптура) будет подвергаться совместному критическому обсуждению. Замеченные недостатки будут исправляться самими детьми, но отнюдь не руководителем. Не будут спешить с указаниями тех или других приемов работы. Достаточно будет того, если руководитель сам тут же в присутствии детей будет работать над каким–либо художественным произведением, так что дети будут иметь возможность наблюдать и сравнивать совершенные приемы работы со своими грубыми и несовершенными. Выбор тем для работ должен быть по возможности более широк и разнообразен. И здесь требуется предварительное, возможно более тщательное и подробное ориентирование в душевной жизни тех детей, с которыми приходится заниматься искусством.

Следует обращать внимание детей, чтобы продукты того или другого ремесленного труда были бы также и красивыми вещами. Делая, напр., какую–нибудь коробку из картона для вещей, дети могут придумать какие–нибудь красивые орнаменты для украшения ее и т.д.

Подобным образом искусство должно найти себе применение и в области научных занятий [естественные науки, родной язык, география, история и др.: лепка, рисование, изготовление макетов, моделей и т.п.].

[Особое место] в жизни «Дома Свободного Ребенка» должно занять одно из великих искусств – музыка, не только игра на тех или других инструментах, но и пение. Музыка должна идти на встречу естественным потребностям ребенка, содействовать его свободному гармоничному развитию и вести к наибольшему развитиб его творческих сил.

Надо знакомить его [ребенка] первоначально с наиболее элементарными и старинными произведениями, постепенно переходя к более сложным, новейшим. По преимуществу те произведения, которые проникнуты бодрым, жизнерадостным духом, которые будят энергию, возбуждают желание борьбы и работы.

X

Цель занятий производительным трудом я вижу в том, чтобы дать возможность детям познакомиться как можно с большими видами и формами производительного труда и как можно с большими методами и приемами этого труда.

С какими видами и формами труда удастся познакомить детей? «Дом Свободного Ребенка» будет стремиться к тому, чтобы все типические и основные формы производительного труда были так или иначе [здесь] представлены. Сюда войдет: прядение, ткачество, приготовление пищи, обработка бумаги и картона, обработка дерева, металлов, обработка глины и т.д. и т.п.

XI

Часть времени в «Доме Свободного Ребенка», дети будут проводить за играми. Здесь следует особенно наблюдать, чтобы они вели к развитию творческих способностей ребенка. Что касается руководителя игр, то надо пожелать, чтобы он обладал возможно большим педагогическим тактом, умело пробуждая в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.