XII
В «Доме Свободного Ребенка» нет никаких наказаний. Что достигается старанием сделать жизнь детей настолько полной и содержательной, настолько богатой творческим делом, что для отрицательной деятельности почти не остается никакого места, и у детей не является даже и желание в отношении этой отрицательной деятельности. [Однако] все-таки могут иметь местотакие поступки детей, которые являются нарушением прав другого. [В этом случае] мягко и кротко надо постараться дать ребенку почувствовать всю ненорамальность его поведения, и чем мягче и кротче это будет сделано, чем меньше внесено в это дело раздражения, тем больше мы будем иметь шансов надеяться на успех. Надо добиваться того, чтобы ребенок подвергался тем последствиям своих поступков, которые он сам же раньше санкционировал. Необходимость прибегать к наказаниям – плохой признак: это – свидетельство о бедности и несостоятельности самого воспитателя.
XIII
«Дом Свободного Ребенка» стремится привлечь родителей к возможно более активной роли в деле воспитания. [Он] широко открыт для родителей, и они для него не чужие, не посторонние лица, не досадная помеха, а желанные сотрудники и помощники всех тех, кто деятельно работает в этом доме над разрешением проблем истинного воспитания и образования.
«Дом Свободного Ребенка» становится великой воспитательной и образовательной средой для самих родителей, он незаметно ведет к преобразованию их личной и семейной жизни в духе тех идеальных принципов, на которых он построен. Пускай они посещают научные занятия, участвуют в общественно необходимом производительном труде, в играх детей, вместе с ними занимаются искусством, помогают руководителям в деле постановки образования на совершенно новых началах, [т.е.] учатся и воспитываются со своими детьми. Школа должна быть продолжением семьи, а семья – продолжением школы, и тогда исчезнет та рознь, которая существует между ними. Они должны взаимно дополнять друг друга и сотавлять одно гармоническое целое. «Дом Свободного Ребенка» должен стать таким воспитательно-образовательным учреждением, которое призвано уничтожить антагонизм между семьей и школой, сделать их взаимно дополняющими друг друга и слить их в одно гармоническое целое. Всякая школа должна воспитывать родителей, будить в них лучшие чувства и стремления и побуждать их поднимать уровень семейной жизни до наибольшей возможной нравственной высоты, побуждать их к воплощению в своей жизни тех идеальных начал, которые она стремится осуществить в своем строе.
XIV
Правила [регламентацию] «Дом Свободного Ребенка» будет стремиться свести к минимуму; он будет стремиться ограничить их толькотем, что будет продиктовано крайней необходимостью; он будет стремиться к минимуму регламентации и к максимуму свободы, чтобыта гармония, которая в нем царит, рождалась изнутри и самопроизвольно, а не длагодаря внешнему регулированию. Не бойтесь беспорядка, не бойтесь хаоса, он приведет в конце концов к свободной и естественной гармонии, полной горячего кипения жизни, а больше всего бойтесь «образцового порядка», насаждаемого извне; образцовый порядок скоро заставит почувствовать свой леденящий холод, и там, где была кипучая жизь, наступит холодная тишина могилы. Свободная жизнь сама стремится сорганизоваться и именно в те формы, которые облегчают ее дальнейший естественный рост и развитие к все большему совершенству.
Заключение
Многое, что казалось утопическим и неосуществимым, оказывалось на самом деле возможным и достижимым. Надо прежде всего задать вопрос: «Должно ли это быть или не должно? Следует ли к этому стремиться или не следует?». И если мы найдем, что созданная нами утопия есть предмет, достойный наших стремлений, мы должны во что бы то ни стало ее осуществить.
Не будем себя обманывать в трудности дела коренной реформы воспитания и образовния на совершенно новых началах.
Свободное воспитание. – 1908 – 1909. –
№№ 8, 9.
ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО[3]
Новые педагогические задачи, [которые стоят перед “Домами Свободного Ребенка”] потребуют для своего разрешения и педагогов несколько иного типа, чем какой нам приходится наблюдать теперь, так как они потребуют несколько иной педагогической деятельности, чем какая практикуется в настоящее время.
Новый педагог будет чувствовать “священный трепет” перед каждой детской душой, он будет бояться как-нибудь грубо нарушить мир этой души, помешать той таинственной работе, которая совершается в ее недрах, и как-нибудь случайно и неосторожно растоптать те нежные и благоуханные цвкты, которые в ней начинают распускаться. Об этом современные педагоги не имеют и отдаленного понятия, - они всегда во что бы то ни стало ведут свою линию и ради достижения своих ложных педагогических целей грубо и неумело вторгаются в детскую душу, нарушая ее чудную гармонию, смущают ее глубокий покой, среди которого свершается незримая работа ее роста.
«Воспитывать ребенка, – пишет шведская писательница [Эллен Кей], – это значит бережно нести его душу в своих руках, это значит направлять его стопы на узкую тропу. Это значит никогда не доводить себя до опасности, чтобы нас встретил холодный взор ребенка, без слов осуждающий несостоятельного и ненужного воспитателя; это значит смиренно признать, что несравненно легче нанести ребенку вред, чем принести ему пользу».
Деятельность педагога будущего будет носить по преимуществу следящий, выжидающий характер, он всегда будет помнить золотые слова, сказанные Руссо, что в воспитании терять время иногда на самом деле значит выигрывать его. Он не будет спешить со своим вмешательством и не ранее прибегнет к нему, как тогда, когда этого будет требовать естественный ход развития самого ребенка. Он будет более всего опасаться возможности помешать той свободной работе духовного роста, которая совершается в душе ребенка, и будет направлять все свои усилия к тому, чтобы охранять ребенка от такого грубого вмешательства со стороны со стороны других людей или окружающей среды, которая тоже иногда может избытком своих чисто внешних впечатлений подавить самостоятельную духовную жизнь. Он направит свое внимание на то, чтобы окружающая среда не мешала внутренней работе ребенка, а доставляла для этого необходимый материал.
Но это не значит, что он откажется от прямого воздействия на ребенка, только это прямое воздействие примет совершенно иной характер.
Новый педагог будет стремиться влиять на ребенка таким образом, чтобы ни воля ребенка, ни ум его, ни чувства при этом не порабощались бы ни в малейшей степени, а наоборот, делались бы еще свободнее, самобытнее. Он будет распутывать и рвать те сети, в которые почему-либо попала душа ребенка; он будет освобождать его волю, его ум, он будет уклоняться от давления на него и будет подстрекать его к самостоятельным поискам; он будет побуждать ребенка к смелому, самостоятельному пользованию этими силами, так как только самостоятельной работой ребенок может завоевать себе звание свободного человека.
Истинный педагог будет помогать ему самостоятельным творческим путем доходить до законов нравственности, для открытия истины и вплощения красоты. Между ним и ребенком установится взаимодействие. [В форме] свободного духовного общения, при котором педагог становится другом, братом ребенка, его старшим товарищем. Оно примет ту форму, которую имело общение Сократа с его учениками, представляющее истинный тип нормальных педагогических отношений. Сократ стремился быть акушером человеческой души и таковым должен быть каждый истинный педагог. Помочь молодой душе свободно созреть и родиться для свободной самостоятельной жизни – вот в чем задача истинного педагога. Вот какие педагоги будут необходимы для тех воспитательных и образовательный учреждений, которые должны сменить собой существующие, хотя нет сомнения в том, что такие искатели истины, такие освободители человеческого духа в других людях, такие истинные педагоги найдутся и в настоящее время, если только мы их попристальнее поищем.
Свободное воспитание. – 1907 – 1908.
– № 2. – С.1 – 6.
1 Данная работа представлена в значительном сокращении (сокращение составителя).
[2] Здесь и далее в квадратных скобках поясняющий текст от составителя.
[3]Работа представлена в сокращении. Данные об оригинале смотри в конце статьи.