Смекни!
smekni.com

Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства (стр. 3 из 5)

В последнее десятилетие наука активно разрабатывает информационную семиотику, семиотику физиологии, семиотику гинекологии, семиотику фармакологии и множество других семиотик, которые интегрируют знания многих наук и контекстно выявляют свои специфические проблемы. Изучать те или иные антропологические аспекты на основе семиотического подхода означает выявлять знаковую природу изучаемого явления, выводить правила построения знаков и их комбинаций (синтаксические аспекты), устанавливать смысловое содержание знаков (семантические аспекты), находить условия, при которых возникают те или иные знаковые ситуации (прагматические аспекты). Изучение основных положений концепции множественности интеллекта Х.Гарднера позволило М. Чошанову, проработавшему в качестве научного сотрудника лаборатории Гарднера, сделать вывод о том, что: «Необходимо проектировать учебный процесс так, чтобы в процессе обучения каждой школьной дисциплине были задействованы различные типы интеллекта». Как считают Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, Л.В. Попова, М.С. Старчеус, В.С. Юркевич и др. авторы, учителю гуманитарных дисциплин не только необходимо научиться строить урок по законам развития драматургии, но и, что очень важно, - научиться определению и воздействию дидактической доминанты, которая регулирует гармоничное сочетание всех представленных видов интеллекта у индивида и неэклектичное взаимодействие наук и искусств в семиотической сфере урока. Известно, что творческое восприятие искусства часто соотносят с личностным присвоением, т.е. читатель, зритель, слушатель воспринимает художественный образ как бы от первого лица.

Одним из ведущих глобальных вопросов педагогики стал вопрос здоровья младших поколений. По нашему глубочайшему убеждению интегративное обучение, как обучение, организованное на стыке духовно-эмотивно-когнитивного, при компетентном управлении самореализацией школьника способствует успешной реализации природной потребности человека в гармоничном постижении действительности, в творческом рефлексировании. Удовлетворение продуктом творческой самореализации несёт положительный заряд и повышает жизненный тонус школьника, следовательно, даёт дополнительные жизненные силы, способствует физическому здоровью всем субъектам образовательного процесса [7].

«Ребёнок, - считает В.Ю. Питюков, - в силу своих возрастных особенностей далеко не всегда сможет выполнить порученное ему дело на должном уровне, но от раза к разу ему будет удаваться всё больше и больше, и в итоге он справится с поставленной задачей. На этом пути восхождения к совершенству рядом с ним должен стоять взрослый, который бы и подстраховывал его, и давал советы, и помогал ребёнку пережить свой, пока ещё незначительный успех». В связи с этим следует отметить, что разработчики концепции успешности в психологии Д. Аткинсон, Д. Макклелланд и Х. Хеккгаузен, которые разработали теорию мотивации достижения успехов в самых различных видах деятельности и исследования научной школы О. Гозмана совпадают в своих выводах об обязательном компетентном социо-психолого- педагогическом сопровождении учащихся в ситуации успеха и в обязательном корректировании предполагаемых ситуаций избегания неудачи. Опираясь на указанную парадигму, они приводят примеры того, когда успешную деятельность могут блокировать ощущения некомпетентности, беспомощности, беспокойства, исходя из этого, они настаивают на том, что педагогу необходимо способствовать успеху ребёнка оптимальным инструктированием по технологии достижения успеха, закрепляя у школьника потребность организовывать деятельность продуктивно так, как: “Именно достижение личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении”. Поэтому индивидуальный и групповой успех, пережитый в условиях триады ученик-учитель-класс как единого целого, способствует усилению эмоционально-интеллектуальной удовлетворённости творческой атмосферой, что еще в большей степени происходит на интегрированных уроках. Искусствовед А. Пиличяускас, разработавший концепцию художественного познания музыки, считает, что метод осознания личностного смысла произведения искусства с помощью “погружения” школьников в атмосферу эпохи, жизни и творчества авторов- художников создаёт эстетически-нравственный контекст для моделирования каждым школьником своего художественного образа.

Проведённое эмпирическое исследование сделало правомочным рассмотрение творческой самореализвци (ТСР) как открытую, полифункциональную систему. Самореализация подростка обусловлена процессами интенсивного физического и социального созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры. Необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общезначимых критериев, через самооценку культуросозидательной деятельности и поступков, культуру межличностных отношений.

Т.о. всё вышеперечисленное привело нас к пониманию творческой самореализации личности школьника как продуктивной деятельности, направленной на освоение ценностей культуры и проявление её индивидуальных возможностей и способностей. Вся амплитуда возможной творческой самореализации человека, представленная нами в уеиверсальной матрице творческой самореализации личности (УМ ТСР), проходит перед подростком в образах искусства, в различных типах драматургии произведений искусства, предлагая ему варианты самостоятельного выбора, предпочтений, которые может осуществить или мог бы осуществить каждый человек - нравственный индекс выбора и уровень самореализации, - дело самостоятельного индивидуального предпочтения. Т.о., конструкт, как составляющая обязательная часть ТСР, характеризуется рядом признаков, определяющих их взаимообусловленность и различные качественные характеристики. В полном виде УМ ТСР содержит такие, сущностные конструкты: качественные отношения социальной системы (индекс специфики социальной среды, социально значимая сущность и её индекс, коммуникативный вектор); формы и модальности ТСР (индекс выраженной формы, вид канала и его тип); информационное поле и рефлексируемые чувства (вариант эмоционально-интеллектуального поля и его базовые эмоции, информационноинтеллектуальное поле и его сопровождение); вид интеллекта, варианты комбинации видов, уровень их реализации; индекс нравственной позиции и уровни отношения к миру. Т.о., самореализация, как явление и социального, и эстетического порядка, может быть проанализирована с помощью УМ ТСР на предмет её характеристики, её специфичности, прогнозирования и коррекции, развития личности. Данные опытно-экспериментальной работы подтвердили способность системы интегрированных уроков искусства оказывать стимулирующее воздействие на самореализацию подростков, каждому учителю и школьнику тестировать себя на предмет самореализации и её конструктов с целью самоопределения своего самосовершенствования и духовного роста.

Универсальная матрица творческой самореализации личности (УМТСРл)

Качественные отношения социальной системы Формы и модальности (каналы) ТСР Информационное поле и рефлексируе- мые чувства Вид интеллекта и уровни его реализации Нравственная позиция и отношение к миру
Специфика социальной среды: «парниковая»; миролюбивая; нейтральная; напряженная; враждебная; невыносимая. Социально значимая сущность и индекс ТСР Формы ТСР (моно- или комбинированная): - физическая; -функциональная; -материальная; -социальная; -духовная. Модальности (каналы ТСР (моно-, комбиниро Эмоциональноинтеллектуальное поле, его базовые Вид интеллекта = органы ТСР (мо- но,комбинированный, интег Нравственная позиция: - антигуманная; -безнравственная; -нейтральная; -допустимая; -нравственная; высоконравственная Отношение к миру:
эмоции: альтуристические; -коммуникативные; глорические; практические; романтические; гностические; гедонистические; акизитивные. Информационноинтеллектуальное поле, его сопровождение чувственное; познавательное; утилитарное; позиционное; престижное; комфортное; эстетическое. рированный) -лингвистический; -музыкальный; -логико-математический; пространственный; -телесно-кинестезический; -интерличностный; -интраличностный; -социальный; -практический; -художественный; -исполнительский; -духовный. -интуитивный. Уровни результативности: -утилитарный; -репродуктивный; -художественноконструктивный; изобретательский; -катарсисткий (шедевр, политическое явление, открытие)
(положительная, амбивалентная, отрицательная): личная; общественная; антиобщественная. Коммуникативный вектор: для людей; к людям; -от людей; против людей. ванный, интегрированный) аудио; визуальный; когнитивный; мануальный; -обонятельный; интуитивный - утилитарное; -конструктивное; -творческое; -эстетическое

Методы исследования