Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы; педагогическое наблюдение; беседы с преподавателями эстетических дисциплин; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве преподавателя теоретических дисциплин музыкальной школы, учителя школы, учителя гимназии и преподавателя высшей школы; педагогическое моделирование; методы самооценки и экспертной оценки; педагогический эксперимент, методы математической статистики, изучение Национальной доктрины образования, нормативных документов Министерства образования РФ, областного Управления образования и науки, Программы развития общего образования в Белгородской области на 2000-2005 годы.
Экспериментальная часть
Базой исследования были школы и гимназии Старого Оскола, городские и сельские школы Белгородской области, Белгородский областной научнометодический центр развития образования, Старооскольский городской институт усовершенствования учителей. Основная экспериментальная работа проведена на базе 5-8 классов муниципальной гимназии № 3 города Старый Оскол. На констатирующем этапе эксперимента приняло участие 420 школьников. На этапе формирующего эксперимента участвовало 80 человек, а также школьные классы общеобразовательных школ №№ 8, 12, 13, 20, 21, 24, 25, 27, 30 и эстетической гимназии №18. Сконструированная на основе состояния предпосылок и уровней творческой самореализации личности подростка универсальная матрица (УМ ТСР) и разработанная система интегрированных уроков искусства дали нам возможность создать проект специального культурологического обучения, который был реализован на базе гимназии № 3, а также школьных классов общеобразовательных школ №№ 8, 12, 13, 17, 20, 21, 24, 25, 27 и эстетической гимназии №18 г. Старый Оскол.
Сложная система пространственно-объёмной связи интегрированного урока искусства наполняется своим отличимым мультикультурным содержанием: микропространство урока становится для подростка моделью макропространства большого настоящего искусства, познать которое предоставляется возможность каждому подростку через различные виды учебной деятельности.
Для последующей работы необходимо было выделить критерии и показатели ТСР личности школьника в системе интегрированных уроков искусства. Исследователи творческой самореализации С.С.Биль, Л.Н.Дроздикова, Б.И.Ивасив, И.Ф.Исаев, М.И.Ситникова, Т.Н.Розова, выделяют её компоненты: гносеологический (что и как знаю), акмеологический (что и как ценю), коммуникативный (с кем и как общаюсь), творческий (что и как создаю), психофизический (как регулирую психофизическое развитие и здоровье). С целью выяснения общезначимых качественных показателей компонентов ТСР был проведён сопоставительный анализ самоидентификации подростков и оценки направленности и уровней проявления у школьников учителями- предметниками, родителями. Обработка данных сопоставительного анализа позволила сделать вывод о том, что существуют важнейшие универсальные показатели достижения цели, значимость которых важна для личности на всех уровнях жизнедеятельности подростка в экосистеме: общение в семье, общение в паре, общение в группе, общение в классе, общение в школе, общение во дворе и т.п. Эти признаки, на основании которых производится самооценка и самосуждение личности о необходимости применять действие, реагировать/не реагировать на создавшуюся ситуацию, выступают мерилом ценности жизнедеятельности, они побуждают к самореализации или противодействуют ей.
Данные исследований педагогов и психологов, показатели нашего исследования возрастных психологических особенностей подростков, способствовали выделению специфических критериев и показателей ТСР личности школьника на уроках искусства, для которых определились следующие характеристики: 1. “Понимание себя и других людей через искусство”, проявляющееся в: понимании и узнавании одного художественного образа в различных драматургических ситуациях; понимании родства или близости образов в различных видах искусств; понимании стиля произведения как выражение концентрированного чувства всех людей (одной ментальности, одной национальности, одной эпохи); понимании себя через сопоставление Я- эмоции художника (композитора) и своей Я-эмоции. 2. “Независимость мне- ния”,предполагающее: овладение готовностью высказывать независимое от “готового” знания учителя своё мнение; рефлексию своего восприятия через предпочтённый “канал ТСР”; самостоятельное моделирование своей жизни, достойной Человека, путём активного деятельностного знакомства с творческим путём выдающихся персоналий (исполнение самостоятельно выбранной “роли”). 3. “Обладание информационными и духовными ценностями”, реализующееся в возрастании динамики овладения: умением через активную и интенсивную эстетическую деятельность получать важную для себя эмоционально-интеллектуальную информацию о мироустройстве; технологией исследования произведений, способствующей возможности самостоятельного наблюдения и сопоставления различных вариантов оперирования художественной эмоцией, умением свёртывать и развёртывать информацию, узнавать культурный аналог.
Модель процесса ТСР школьника представим схемой, которая показывает зависимость уровня успешности проявления ТСР от интенсивности и качества интегративного воздействия на виды интеллекта в условиях системы уроков искусства.
Мы полагали, что психолого-педагогические условия совместной деятельности на уроке искусства - это уникальное объёмное социокультурное образовательное пространство, представленное гармонией межличностных отношений, художественных и нравственных ценностей, поливариантностью художественной деятельности, качеством и динамикой звуков, интерьера, декора, освещения, символов, вещей, предметов. Творческий учитель, создающий и развивающий социокультурную среду, стремится максимально расширить структуру эстетической деятельности и вариативность продуктивно-творческого общения, создаёт для каждого школьника ситуации культурного самоопределения и свободу выбора варианта самореализации.
Все выше перечисленное способствовало формированию модели системы интегрированных уроков искусства 5-8 классов гимназии. Разработанная нами модель предусматривала, во-первых, что все уроки искусства можно поделить на два типа:
а) уроки накопления духовного или эстетического опыта (эстетические эмоции и открытия, знания, впечатления, умения, развитие специфических способностей в различных видах художественной деятельности под воздействием произведений искусства);
б) уроки использования этого опыта, апробирования своих умений, потенций, способностей, т.е. уроки творческой самореализации в интегративной дидактической среде (уроки-передачи, уроки-салоны, уроки-портреты, уроки-пресс- конференции, уроки-кроссворды, уроки-исследования и т.п.).
На уроках первого типа художественные способности подростка проявляются, как правило, на репродуктивном уровне. Но для того, чтобы этот опыт стал наиболее творческим, художественным, необходимо было выстроить систему уроков второго типа. Мы предполагали, что эту задачу может решить система ин- тегированных уроков искусства, с нетрадиционной структурой и многоканальным восприятием.
Наша модель на первом этапе формирования опиралась на фундаментальное учение Л.С.Выготского о зонах ближайшего развития и первостепенной значимости в младшем подростковом возрасте новой социальной позиции, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества, формирование самооценки, самопознания, доминирующее значение общения со сверстниками, желание выделиться, отличиться любой ценой, стремление заслужить уважение, авторитет товарищей. Отсюда потребность в трудностях и проблемах, самостоятельности и творчестве. Учитывая благоприятные особенности возраста модель предполагала совместное прохождение учителем и учащимися таких этапов креативного восприятия и мышления:
Этап освоения специфических технологий, приёмов, умений.
Этап поиска, микроисследований, наблюдения образов и их «взаимоотношений», развития сюжета, развития драматургии произведения и т.п.
Знакомство с произведениями других жанров, иных композиций, техник, отличительных от предыдущих по тематике, этого же автора или подобной же тематики произведение другого автора, то есть апробирование вариантов конструктов. Этап импрессинга - запечатление наиболее ярких впечатлений.