Этап «открытий» детьми истин, понимание и сопереживание автору, герою.
В психологии его называют этапом инсайта - озарения. В семиотике его называют “взрывом”, “прорывом в запредельное пространство”.
Возвращение к предыдущей теме, образу (автору) и желание повторного «общения», повторного проникновения в содержание через слушание, чтение, созерцание и интерпретирование. Психологи называют такое состояние этапом рико- ла, то есть этапом воскрешения в памяти различных видов ощущений. С учётом вышесказанного, сложилась система уроков второго типа, то есть уроков творческой самореализации или апробирования эмоционально- духовного опыта.
Творческое освоение знаний и действий на таких уроках нами достигалось с помощью создания особых условий, по композиции повторяющих законы творчества, вызывающих у гимназистов риколы, импрессинги, инсайты.
Исходя из выше изложенного, мы понимаем технологию творческой самореализации школьника в системе интегрированных уроков искусства как поэтапное осуществление интегративного личностно-ориентированного воздействия эффективных методик в специально созданных педагогических условиях, стимулирующих индивидуальные возможности школьника к созданию собственноличностного интеграционного поля информации и продуктивному рефлексированию на основе личного опыта.
Результаты и их обсуждение
Дидактический материал системы интегрированных уроков искусства представляет собой особую духовно-функциональную систему и в сочетании с другими компонентами ТСР одновременно выполняет роль материала обучения и средства воспитания.
Индивидуальные, парные, групповые, общеклассные формы организации учебного процесса интегрированных уроков искусства активизируют возможности творческого самоосуществления через прохождение этапов: самопознание - само- побуждение - акцентуация видов интеллекта - выбор канала ТСР. В сопоставительном анализе уровней творческой самореализации и продуктов художественной рефлексии подростков, показанном в табл. 2 «Критерии и показатели ТСР школьника на интегрированном уроке искусства» выявлена динамика в освоении ими технологии творческой самореализации, показатели уровней которых проверялись нами как способности выполнять специфические задания.
Эксперты отмечают в работах школьника отличимый от традиционных сочинений-отзывов индекс личностного восприятия, желания полной эмоциональной отдачи в сочетании с когнитивной оценкой произведения, часто высокий уровень приближенности к авторской позиции, пропедевтические музыковедческие навыки сопоставлений и обоснований. Сопоставительный ранжированный ряд показателей критериев самореализации свидетельствует о динамике роста творческой самореализации школьников.
Мы не претендуем на полное и окончательное решение выдвинутой проблемы, но констатируем, что наше исследование продвинуло вперёд изучение данного вопроса. Необходимо дальнейшее углублённое исследование и изучение творческой самореализации в системе интеграционного образования. Научные поиски следует направить на выявление адаптации методики активного эмоционально- интеллектуально-го постижения искусства, представляющей возможности творческой самореализации школьников в условиях общеобразовательной школы.
Критерии и показатели ТСР школьника на интегрированном уроке искусства
Критерии ТСР школьника на уроке искусства | Показатели ТСР школьника на уроке искусства | Уровни ТСР школьника (в %) | |||||
Высокий | Доста точный | Приемле мый | |||||
до | по сле | до | по сле | до | по сле | ||
Понимание себя и других людей через икусство» | 1. Понимание и узнавание одного художественного образа в различных драматургических ситуациях | 19 | 44 | 38 | 44 | 44 | 13 |
2. Понимание родства и близости образов в различных видах искусства | 30 | 42 | 30 | 34 | 40 | 25 | |
3. Понимание стиля произведения как концентрированного чувства всех людей (одной ментальности, одной нации, одной эпохи и др.) | 50 | 62 | 38 | 26 | 13 | 13 | |
4. Понимание своей Я-эмоции и сопоставление её с Я-эмоцией художника | 51 | 71 | 11 | 24 | 38 | 5 | |
Независимость мнения, оценки и выбора | 1. Владение готовностью высказать своё независимое мнение о произведении. | 18 | 39 | 20 | 36 | 63 | 25 |
2. Рефлексирование через свой предпочтённый «канал ТСР» | 21 | 36 | 38 | 44 | 41 | 20 | |
3. Самостоятельный выбор для исполнения на уроке «роли» | 24 | 33 | 26 | 43 | 50 | 25 | |
Обладание информационными и духовными ценностями | 1. Умение развёртывать информацию | 21 | 50 | 38 | 13 | 41 | 38 |
2. Умение свёртывать информацию | 21 | 64 | 38 | 36 | 41 | -- | |
3. Умение находить необходимую информацию | 18 | 65 | 16 | 30 | 66 | 5 | |
4. Участие во многих формах и видах эстетической деятельности | 25 | 71 | 26 | 25 | 49 | 4 |
Выводы
Разработана система интегрированных уроков искусства, стимулирующих творческую самореализацию подростка.
Творческая самореализация личности школьника есть продуктивная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление её индивидуальных возможностей и способностей.
Модель процесса творческой самореализацией школьников на уроке искусства, представляет собой мыслительную конструкцию, являющуюся идеализированным образом реального процесса. Она включает в себя такие подсистемы как: рефлексивную самореализацию; учёт особенностей природных каналов самореализации; успешность использования технологии творческой самореализации; использование метода активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства; стабильное функционировании системы интегрированных уроков искусства; создание особой дидактосферы уроков искусства.
Разработанный автором метод активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства способствует творческой самореализации подростка и устойчивому развитию эстетического вкуса, в процессе педагогически целесообразного управления последовательностью, логикой и чередованием этапов эстетической деятельности.
Технология творческой самореализации школьника в системе интегрированных уроков искусства представляет собой совокупность научно обоснованных этапов и способов организации педагогической деятельности, осуществление которых приводит к оптимальному решению поставленных задач.
С учетом выявленных педагогических условий разработаны научнометодические рекомендации по внедренческому механизму, организации оптимальных условий реализации технологии творческой самореализации школьника и методике активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства, изданы методические и учебно-методические пособия.
Материалы исследования используются в учебно-воспитательном процессе Белгородского государственного университета и Старооскольского филиала БелГУ и педагогического колледжа в практической работе школ, гимназий, музыкальных школ, учреждений дополнительного образования, колледжей и педагогических вузов.
Список литературы
Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.
Бурая Л.В. В содружестве искусств / / Музыка в школе, №3. - 1988. - С.32-34.
Бурая Л.В. Музыка - прекрасная работа // Искусство в школе, 1993, №5. - С.26-30.
Бурая Л.В. Моделирование уроков музыки и мировой художественной культуры // Искусство в школе, 1995, №4. - С.24-26.
Бурая Л.В. Резервы урока искусства. Нетрадиционные типы занятий по музыке и мировой художественной культуре. 1 часть. - Старый Оскол: СОГИУУ, 1995. - 114 с.
Бурая Л.В. Резервы урока искусства. Нетрадиционные типы занятий по музыке и мировой художественной культуре. 2 часть. - Старый Оскол: СОГИУУ, 1995. - 111 с.
Бурая Л.В. Технология активного эмоционально-интеллектуального освоения искусства / / Школьные технологии. Народное образование. - 2004. - № 4. - 12 с. Инернет-публикация.
Бурая Л.В. Уроки-праздники / / Искусство в школе 1996, №4. - С.10-16.
Данилюк А. А. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: (Опыт теоретической дидактики): дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. /А.А.Данилюк.- Ростов н/Д, 1997. - 232 с.
Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. - Москва-Белгород: Изд-во БГУ, 1999. - 224 с.
Кан-Калик В.А. В.И.Хазан Психологические основы преподавания литературы в школе. М.: Просвещение, 1988. - 174 с.
Кремлев Ю. А. О месте музыки среди искусств.- М.: Музыка, 1966. - 6 с.
Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории. Труды по знаковым системам: Вып. 9. - Тарту, 1977. - 57 с.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство «Гном и Д», 2001. - 192 с.
Чошанов М.А. ТМИ - Теория множественности интеллекта. М., Директор школы, 2000. - №4. - С.69-75.