Смекни!
smekni.com

Факторы этнопедагогизации образовательного процесса в сельской школе-комплексе: региональный аспект (стр. 3 из 4)

Отрицательные факторы, препятствующие этнопедагогиза- ции образовательного процесса. Сокращение сельского населения и увеличение числа городских жителей, вымирание российских деревень, т.е. так называемое обескрестьянивание страны, тогда как именно русское крестьянство было создателем, носителем и хранителем национальной культуры, оно выработало и свою воспитательную систему. В настоящее время городское население Белгородской области, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Белгородстат), составляет 65% (по переписи 2002 года в области проживало: всего жителей 1511620 чел, из них в городской местности 985584 человека, в сельской местности 865300 человек). Количество сельских населённых пунктов по переписи 1989 года 1639, по переписи 2002 года 1577, прекратили своё существование 62 села.

Система общественного воспитания и образования не вносит ощутимого позитивного вклада в восстановление традиционных ценностей семьи: в содержании образовательных программ недостаточно представлена тема целомудрия, любви, верности, духовно-нравственных основ семьи; до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения детей и подростков; критической отметки достигло отчуждение образовательных учреждений и семьи, во многих учреждениях работа с родителями сведена к бюрократическим формальностям.

Некритичное заимствование, а зачастую элементарное подражание западной культуре, имеющей нередко худшие представительства в виде фильмов, концертов, изобразительного искусства и т. д., что приводит к изменению психологии человека, к нивелированию присущих издревле русскому человеку таких качеств, как историческая память, любовь к Родине, патриотизм. Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена также на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи. Культ наслаждений, искусственная беззаботность, «психология Диснейленда» с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - всё это ожесточённо атакует неокрепшие души. Негативное влияние на молодёжь средств массовой информации. Отмечается неоправданно широкий показ далеко не лучших образцов российской культуры и умолчание о подлинных её шедеврах. Массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм, всевозможные искажения в сфере семейных отношений. В социокультурном пространстве СМИ темы семейной воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока.

Засилье иноязычной лексики, жаргонизация и вульгаризация языка. Родной язык - душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Для крестьянина слово во все времена было хранителем памяти и объясните- лем жизни, утешителем в горе и помощником в работе. Крестьянин был уверен, что слово обладает особой силой воздействия на природу, а соединённое с музыкой и пением обретает ещё большую силу. Красота слова всегда была сродни красоте жилища и праздничной одежды, духовной красоте человека. Уметь говорить - значит уметь общаться, то есть понимать другого, делать для него понятными свои мысли. Но это и умение мыслить, сопереживать, вести диалог, слушать самому, направлять беседу уместными репликами и вопросами. Про хорошего собеседника говорили с одобрением: «С ним побеседовал - душеньку отвёл».

К сожалению, общая урбанизация современной жизни, сближение русских диалектов с литературным языком и их исчезновение приводит к тому, что теряется вкус к живому, народному слову. Эти лексические, в конечном счёте духовные утраты сродни утратам природным, экологическим. Так же, как в природе есть предельные уровни радиации, загазованности, загрязнения, выше которых могут начаться необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы его искажения, огрубения, нарушения норм.

Наблюдается явное снижение речевой культуры в СМИ, в бытовом общении, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистики. Разрушение, размывание основ правильности, чистоты языка равносильно прямому разрушению основ бытия народа. Наступление на язык означает наступление на мораль, нравственность, образ жизни. Нельзя быть культурным человеком, не владея культурой речи.

Огромную роль в формировании культуры речи всех слоёв населения играли дикторы центрального телевидения и всесоюзного радио. Их речь была образцом для многомиллионной аудитории. С началом перестройки институт дикторов был упразднён. Негативные последствия такого необдуманного решения не поддаются оценке.

В нравственно-педагогическом отношении негативная сторона речевой жар- гонизации и вульгаризации состоит в невольном и неосознанном подчинении говорящих психологии и мировоззрению тюремно-лагерного, преступного мира. Среда, безусловно, влияет на язык, на повседневное общение. Заметное огрубение словаря отражает огрубение нравов. Но и сам язык, оставаясь в воспитательном плане нашей надеждой и опорой, должен быть мощным фактором влияния на среду обитания. Пока народ хорошо говорит и пишет по-русски, стране не грозит никакая денационализация - при всех экономических и политических переменах и катаклизмах. Ни один из депортированных народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои традиции воспитания.

Впервые в Российской Федерации на Белгородчине проведена акция по искоренению сквернословия в молодёжной среде. На Белгородском телевидении и радио регулярными стали выступления учёных-филологов в рубриках «Чистое слово» и «Как мы говорим». Проведены конкурсы плакатов и рисунков «За чистоту родного языка, в учебных заведениях проведены циклы лекций «О чистоте русского языка», организован выпуск соответствующей полиграфической продукции.

Осознавая всю пагубность ситуации, в других регионах также идут по пути создания на телевидении и радио так называемых «служб русского языка», помогающих разобраться в проблемах русского языка самым широким слоям населения, областные газеты вводят рубрики для ответов на вопросы читателей о речевой культуре, объяснения правил произношения и правописания, комментария новых слов и выражений. К сожалению, на центральном телевидении и радио такие передачи отсутствуют. Наоборот, центральное телевидение категорически отвергает многие полезные начинания регионов. Так было и тогда, когда на Белгородчине выступили с инициативой борьбы со сквернословием.

По нашему мнению, на федеральном уровне следует принять соответствующие нормативно-правовые акты о языковой цензуре, языковом контроле и надзоре, направленные на возрождение ответственного, нравственного, любовно-бережного, трепетного отношения к языку и к слову. Духовное возрождение начинается с роста национального самосознания. А основой национального самосознания был и остаётся родной язык. Языковая цензура вовсе не означает цензуры политической. Язык всегда по сути своей вне политики. Данные меры будут способствовать и повышению общей культуры человека.

Недостаточная этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителей и воспитателей. При всей значимости предпринимаемых усилий следует констатировать, что система эффективной этнопедагогической подготовки учителя в педагогических учебных заведениях до настоящего времени не сложилась. Это один из основных факторов, сдерживающих приобщение учащихся к народной культуре. Многие педагоги явно недооценивают значимость народной педагогики в образовательном процессе школы, не видят необходимости глубокого изучения обобщённого опыта традиционного русского воспитания. Н.Н. Ильин же, обобщая западный опыт, сделал вывод о том, что освоение народных начал воспитания во многом обусловливает становление профессионализма учителей.

Разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны. Разрушены нравственные представления о браке и семье: супружеские отношения перестали быть выражением духовного единства, почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов, само супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя. Так, по данным управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Белгородской области, на территории области за период с 1996 по 2005 гг. было зарегистрировано 103503 брака, количество разводов за этот же период составило 69268. Повреждены устои семьи: фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства, родители всё чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов. На протяжении последних лет смертность в Белгородской области существенно превышает рождаемость, за период с 1996 по 2005 гг. родилось 127221 человек, умерло 232412 человек. Численность населения ежегодно уменьшается в среднем на 10,5 тысяч человек. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, компьютерной или иной техникой, дети оказываются лишены живого участия и поддержки со стороны отцов и матерей; прервалась преемственность педагогической традиции в семье. Родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют достаточно чёткого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребёнка; утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от порока, наоборот, часто провоцирует к нему. Представители старшего поколения по причине того, что вырастили своих детей в яслях, детских садах, пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приёмами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.