Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения; нарушены процессы формирования нравственной сферы, в молодёжной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными, духовно-нравственная неразвитость, отсутствие чётких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала, у большой части российской молодёжи не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством, в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
Очевидно, что приоритет земных интересов над культурно-историческими и духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, безусловно, подрывает корни стабильности российского общества. Для России с её многовековой культурой всё это противоестественно и гибельно. Во все времена семья оказывала позитивное воздействие на национальное воспитание подрастающего поколения.
Богатейшими знаниями народной мудрости обладают в основном пожилые люди, но обстоятельства сложились так, что в определённый период истории эти знания оказались невостребованными. С уходом пожилых людей, являющихся носителями этнического наследия русского народа, хорошо помнящих обычаи, праздники, обряды, умеющих воспитывать детей с применением огромного арсенала средств народной педагогики, мы утрачиваем бесценный пласт традиционной народной культуры.
Утрачены христианские основы воспитания русского народа, в то время как соблюдение библейских заповедей воспитывало в русских людях такие высоконравственные черты как любовь к ближнему, добродетель, почитание родителей. Считалось, что вне веры в Бога нет истинной морали. На Руси семья была неотделима от церкви. Соблюдались все церковные праздники. Религиозное воспитание было главенствующим в семье и обществе.
Работа с семьёй по формированию её внутреннего климата - зачастую дело рук энтузиастов, иногда этот процесс социализации семьи носит сугубо субъективный характер. Общество сложило с себя многие важные функции в деле духовного роста народа, сохранения народных традиций.
Вышеизложенные факторы не являются аксиоматическими, они сформулированы на основе многолетнего опыта педагогической деятельности авторов, изучения современного состояния этнопедагогики, как отрасли научного знания, анализа опыта работы сельских школ - комплексов Белгородчины. Но учёт данных факторов, на наш взгляд, будет содействовать построению образовательного процесса, направленного на развитие у школьников национального общественного сознания, приобщение к духовным и культурным ценностям своего народа, формирование понимания места и роли этих ценностей в мировой культуре, успешную адаптацию воспитанника в мировое и общероссийское пространство.