Смекни!
smekni.com

О нравственном воспитании молодежи: опыт Европы (стр. 1 из 3)

О нравственном воспитании молодежи: опыт Европы

Светлана Благинина

Специфика рубежа между вторым и третьим тысячелетиями - распад последних больших и малых империй, изменение устаревших социальных устройств, исчезновение традиционных массовых профессий и рождение новых с повышенными требованиями к образовательному уровню, увеличение количества независимых государств и всего населения Земли без малейших надежд на параллельный прирост плодородных почв и природных источников энергии - предопределяет распространенность пессимистических оценок будущего и разнообразие предложений спасения не только отдельных государств, но и всего человечества. Если оценивать численность сторонников разных предложений по его спасению, то большое преимущество будут иметь приверженцы гуманитарно-образовательно-воспитательного пути будущего развития. Это политики, ученые и менеджеры, принимавшие участие в трех главных экологических мировых форумах (Рио-де-Жанейро 1992 и 2012, Йоханнесбург 2002 [6; 7; 14]); педагоги, философы и представители других наук [8; 12]; приверженцы эзотерики и других положительных нетрадиционных взглядов ([11] и др.). Следовательно, тема духовно-морального воспитания молодежи становится все актуальнее параллельно с обострением мировых кризисов.

Относительно решения современных проблем человечества, охваченного со всех сторон разнообразными проблемами, известный украинский философ и педагог П. Саух, в книге-обобщении обо всем ХХ веке, высказался следующим образом:

„Так существует ли здесь выход? Несомненно, да. Философия ставит вопрос о необходимости самоизменения человека, делая ударение на осуществление так называемой антропологической революции. Конечно, это не революция в традиционном понимании. Речь идет о возвращении человеку "человечности". Она не требует освобождения от бедности и трудностей, а предлагает отказаться от нашего богатства и избыточного благосостояния, освободиться не от того, чего нам не хватает, а от того, что мы потребляем чрезмерно и что приводит к "потреблению" самых себя. Она не освобождает от бесправия, а освобождает от укоренившейся привычки во что бы то ни стало удовлетворять свои желания и т.п. Силой, способной осуществить эту небывалую революцию, по мнению многих философов, может стать обновленная христианская церковь. Именно она, соответственно сориентированная, пронизанная духом сочувствия и милосердия к обездоленным, должна оказать содействие наиболее перспективному объединению политики и морали, власти и духа. Задача ее - соединить святость с "воинствующей" любовью, которая принимает на себя чужие страдания. Судьба человечества, по мнению этих философов, во многом зависит от того, превратится ли эта возможность на общую способность и воплотится ли она в принцип развития культурной жизни”. [8, с. 63-64]. Практически те же самые соображения мы встречаем в научных трудах многих авторов ([3; 11; 12] и др.). Целью нашей статьи является анализ общественных проблем настоящего и зарубежного опыта морально-духовного воспитания детей и молодежи.

Сразу же заметим, что подавляющее большинство авторов из постсоветских территорий и многих зарубежных стран во время использования словосочетания „духовное воспитание” имеют в виду введение в учебный процесс религиозных или других подобных предметов. Не считая эту точку зрения единственно правильной в условиях начала ХХІ века, не станем ее подвергать критике и в дальнейшем будем иметь в виду именно этот вариант содержания этого понятия.

Не является секретом, что даже богатейшие и самые цивилизованные государства Европы имеют значительные проблемы с регулированием поведения подростков. Ограничимся лишь двумя примерами - периодическими подростковыми „восстаниями” на окраинах Парижа и нескольких других городов Франции, которые сопровождаются разнообразными актами вандализма, а также уничтожение нескольких сравнительно бедных кварталов Лондона их обитателями в середине августа 2011 года. Вовсе не удивительно, что к традиционно-школьным средствам воспитания детей и молодежи все чаще предлагают привлечь и религиозные.

Такому повороту воспитательных дел оказывает явное содействие явление „европейского этнорелигиозного ренессанса” [5] и разочарование в ожидании на эффективное использование ценностей рыночно-либерального общества среди паствы распространенных на континентальных территориях церквей. Например, в Германии „...наблюдается отход от традиционных религиозных ценностей. Каждый год многие тысячи людей выходят из католической и протестантской церквей. Даже исключительно либеральная политика и позиция протестантской церкви, допускающая, например, женское священство, разводы священнослужителей, гомосексуальные браки, не в состоянии остановить процесс массовых выходов из церкви” [1, с.107].

Подобное явление невозможно объяснить разочарованием граждан снижением уровня жизни или бременем безработицы, ведь именно Германия лучше других государств Европейского Союза преодолела все последние мировые финансовые и другие кризисы, именно она стала главным экономическим спасателем Европейского Союза, закачавшегося от безрассудной социальной и фискальной политики Греции, много лет жившей зажиточно не собственными усилиями, а за средства других государств. Наконец, в 2011 году немцы возвратили себе мировое лидерство по стоимости экспортированных товаров, заработав на них астрономическую сумму - свыше тысячи миллиардов евро.

Возможную причину этого разочарования многих немцев в традиционно-духовных инструментах социальной стабильности и единства мы усматриваем в снижении влияния тех больших общественных идей, которые в прошлом успешно сплачивали немцев к общей деятельности: формирование большой нации в ХІХ веке, восстановление мирной жизни и преодоление болевых уроков идеологического ослепления учением нацизма во второй половине ХХ ст., слияние двух враждующих между собой государств (ФРГ и НДР) в единое целое, наконец, восстановление национального единства после полного краха коммунизма в Европе и распада Советского Союза, который держал на немецких землях большую и наиболее боеспособную часть своей гигантской армии. Преодоление проблем объединения „весси” и „осси” (восточных и западных немцев) и значительные экономические успехи первой декады ХХ века определенным образом снизили любопытство большинства граждан к большим национальным задачам. Вполне возможно - это произошло потому, что их или не существовало, или их недостаточно акцентировали руководители государства, весьма поглощенные заботами проведения почти беспрерывных акций по спасанию всего Европейского Союза.

Тем временем, чувствительная к разнообразным влияниям этико-моральная сфера не могла сама собой находиться в том состоянии, что требует современное весьма гетерогенное общество Германии. Процитируем мысль немецких ученых о своей родной стране: „Демографическая ситуация в Германии характеризуется сокращением численности молодых групп населения при резком увеличении числа иностранных детей, рожденных на немецкой территории. Согласно последним статистическим данным, иммигранты в Германии гораздо чаще, чем представители местного населения, становятся клиентами всевозможных психологических и социальных служб. Кроме того, для них характерен более низкий образовательный уровень, частая безработица и социальное расслоение. Особенно это касается молодого поколения”. [1, с. 105].

Германия может служить для других демократических государств примером того, к чему неизбежно приведет либерализм в иммигрантском законодательстве и ничем не обоснованное предположение об автоматическом слиянии иностранцев с немцами под влиянием демократии, качественного образования и мультикультурного воспитания. На самом же деле, несмотря на почти тройное увеличение в Германии „исламского” меньшинства, количество тех, кто постоянно работает в промышленности уже много лет остается постоянным. Причина этого совершенно банальна: иммигранты-мужчины после устройства на постоянное место труда немедленно вызывают к себе из родной страны женщин и, учитывая хорошие заработки, стараются окружить себя по возможности большим количеством детей. Поэтому нет ничего странного в том, что численный состав активного исламского населения почти не возрастает, а члены этих не по-европейски огромных семейств оказываются в намного более тяжелых экономических и социальных условиях, если сравнивать их с коренным населением.

Все первые годы вплоть до вступления в начальную школу дети иммигрантов слышат язык матерей, родителей и других родственников, редко играя вместе с немецкими ровесниками. Бауер Э. с печалью констатирует: „Недостаточное знание немецкого языка, отсутствие необходимого образования, плохие шансы на рынке труда и, как следствие, неуверенность в завтрашнем дне характерны для многих иммигрантских семейств. При этом часто страдают дети, которые не могут соединить две культуры - родную и немецкую - и интегрироваться в немецкое общество. Как показывают исследования, посвященные психологическим проблемам детей и подростков из семей иммигрантов, наиболее характерны для них: агрессия, склонность к деликвентному поведению, низкая успеваемость в школе, напряженные отношения с ровесниками и учителями, отсутствие интереса к образованию и дальнейшей профессиональной деятельности” [1, с. 105].

Именно по этому сценарию развивались события во Франции и Великобритании, правительства которых также оказывали содействие иммиграции. Приближается к кризисной точке ситуация в Бельгии, Нидерландах, Испании, Италии, Португалии и Греции. Довольно ощутимы тревожные признаки увеличения мощности „иммигрантских бомб” на территориях Швеции, Норвегии и Финляндии. Мудрая законодательная защита национальной культуры и единства пока-что спасает Швейцарию и Австрию. Что касается ситуации в Российской Федерации – она достаточно известна для всех читателей, поэтому комментировать ее не будем. Сделаем по указанному зарубежному опыту только одно жесткое замечание – врагом украинского народа станет каждый экономист или политик, который будет стараться решить экономически-демографические и другие проблемы Украины средствами приглашения массовой рабочей силы из исламских, буддийских или любых других территорий, где культура, обычаи и жизненные (прежде всего – именно духовные) ценности чрезмерно отличаются от того, что формировалось на наших лесостепных черноземах на протяжении последних 7-8 тысяч лет.