Смекни!
smekni.com

Восприятие психических явлений как психологическая проблема (стр. 2 из 3)

Константность — человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные и неизменные по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия (в отношении восприятия психических явлений данное свойство может быть применимо в том смысле, что такие явления хотя и изменчивы, непостоянны в каждый момент восприятия, тем не менее опознаются человеком и категоризуются как то или иное явление, т. е. обладают определенной константностью).

Осмысленность (или категориальность) — восприятие связано с мышлением и носит обобщенный характер, так как каждый воспринимаемый объект мы относим к группе или классу предметов и обозначаем словом- понятием. Одновременно в восприятие предмета привносятся свойства, связанные в памяти с данной категорией: «по мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее» [10. С.233] (то же происходит и с явлениями психики — мы даем им названия, узнаем их по их проявлениям, находим им аналоги в памяти).

Структурность — все, что мы воспринимаем, мы воспринимаем в виде некоторой структуры (психические явления мы также можем воспринимать как структуру: например, психические состояния мы можем воспринимать как структуру, состоящую из нескольких элементов: физиологические проявления, эмоциональная составляющая и т.д.).

Апперцепция — характеризует зависимость восприятия от индивидуальных особенностей человека, его личности; апперцепция заключается во влиянии на формирование образа прошлого опыта человека, его целей, мотивов, установок, эмоций, убеждений, интересов (при восприятии психических явлений мы также привлекаем свой прошлый опыт, эмоции, установки и пр.).

Историчность — восприятие является относительно непосредственным актом познания мира историческим человеком, оно строится на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, оно, таким образом, есть продукт общественно-исторического развития (включая и историчность восприятия внутренних процессов, явлений) [Там же].

Таким образом, восприятие есть сложный психический акт, опирающийся на множество факторов, начиная от строения органов чувств, заканчивая личностными характеристиками воспринимающего субъекта. Выделить «чистое» восприятие, отмежевав его от остальных психических процессов и структур, представляется сложной и практически нерешимой задачей. Можно сказать, что «орган восприятия» — это сам человек и его психика.

Восприятие психической реальности

Восприятие психического должно рассматриваться в особом ключе. Воспринимает не орган чувств или восприятие, а человек. Восприятие внутреннего мира рассматривается в широком смысле, как включающее в себя не только свойства восприятия, но и свойства ощущения, и свойства мышления, т. е. как целостная отражательная система. Внутренний мир является специфическим целостным объектом восприятия, а почти все целостные объекты психологического исследования (как компоненты психики, так и психика в целом) непосредственно не наблюдаемы [5]. Непосредственное взаимодействие с объектом восприятия часто носит локальный характер, не захватывая объекта в целом (когда он велик, сложен или ненаблюда- ем), в этом случае целостный образ возникает уже в памяти субъекта и носит промежуточный характер между образом восприятия и представления. В связи с этим мы говорим о восприятии внутреннего мира, учитывая, что в зависимости от функции восприятия находится и его время — от долей секунд до часов, дней и лет [5].

Нужно отметить, что в восприятии внешнего мира и внутреннего мира существуют как сходства, так и различия. Сходство заключается в следующем: 1) продуктом и того и другого видов восприятия является образ; 2) оба вида восприятия зависят от самого воспринимающего субъекта (его личности, установок, опыта, внутреннего мира и т.д.). Различным можно назвать то, что образ восприятия внешнего мира — результат воздействия физических раздражителей на органы чувств, тогда как образ восприятия внутреннего мира — результат воздействия «латентных» раздражителей, не воспринимаемых традиционными органами чувств, таких как, например, психические явления (собственные или Другого) и т.п. В качестве «органа чувств» здесь выступает сам субъект как целое; в большей степени это результат работы самого внутреннего мира воспринимающего субъекта: его знаний о человеческой природе, о психике и ее явлениях, система внутреннего опыта субъекта (опыт переживания эмоциональных состояний, протекания психических процессов, поведенческих актов и их причин и т.д.).

Итак, восприятие — это один из немногих феноменов в психологии, который разрабатывается во многих психологических школах и течениях. Чаще всего восприятие рассматривается как познавательный процесс, помогающий строить в сознании образ объективной реальности. Восприятие как бы «вырывается» из целостной ситуации и подвергается анализу как отдельно существующий процесс. При таком подходе психические явления лишаются собственной онтологии, а психологии восприятия отводится скромная роль регистратора перцептивных эффектов [1].

В. А. Барабанщиков в работе «Восприятие и событие» [2] предлагает новую концепцию восприятия, которая базируется на системном подходе. Наиболее перспективный подход к изучению перцептивного процесса, по мнению В. А. Барабанщикова, предполагает его анализ в качестве события. В наиболее общем ключе понятие «событие» характеризует локальное структурирование бытия в сжатые промежутки времени — в данный момент, здесь и сейчас. Событие означает раздельное существование, встречу или столкновение различных начал, в которых рождаются новые структуры, отношения или порядок вещей. Событие, следовательно, всегда взаимоотношение, взаимораспреде- ление, взаимосвязь, в процессе которых исходные образующие не остаются неизменными. Источник становления и развития события заложен в нем самом. Событие допускает познающего субъекта (наблюдателя, исследователя, свидетеля, участника). В этом случае оно включает не только содержание происходящего, но и отношение к нему и / или усилие со стороны воспринимающего. Наблюдая череду повторяющихся явлений, исследователь обнаруживает в нем все новые и новые оттенки. Вместе с тем структурное сходство событий сохраняется и становится основным предметом исследования.

Описанная логика сохраняется и тогда, когда наблюдатель и участник события сливаются в одном лице. Восприятие совершается не само по себе, а тем, кому оно принадлежит. Поскольку субъект восприятия вовлечен в событие, оно становится единицей его жизни, обретая значение и смысл.

Восприятие, включаясь в разные отношения бытия, обнаруживает разные грани и описывается с помощью различных понятий. Восприятие многомерно. Психика проявляется в восприятии в преобразованной форме, в этом смысле оно голографично [2].

Человек может воспринимать не только внешний мир, но и собственный внутренний мир и даже внутренний мир другого субъекта (как бы парадоксально и сложно это ни казалось). Субъект восприятия в данном ключе не может быть отождествлен ни с ЦНС, ни с органами чувств. Воспринимает не глаз или мозг, но человек. Идея «внутреннего наблюдателя» [3] выражает акт самопознания человека, носящий по отношению к чувственному восприятию вторичный характер. Рефлексирующему сознанию само восприятие открывается как часть внешнего мира, вынесенная вовне — в мир людей, предметов, событий. В этот мир включен и сам человек, наблюдатель: нельзя воспринимать окружающее, не воспринимая себя [1].

Восприятие внутреннего мира, являясь много более сложным феноменом, чем восприятие предметов или явлений внешнего мира, подчиняется, с одной стороны, общим законам восприятия, с другой — логике общения. Воспринимая внутренний мир Другого, мы «читаем» о его эмоциональном состоянии, поведенческих реакциях, некоторых индивидуальных характеристиках и т.д. Поэтому, воспринимая Другого, мы относимся к данному предмету восприятия как к себе подобному. Соответственно и перцептивный процесс строится в том числе и по логике общения [1]. Из всего этого следует, что восприятие и определение наблюдателем внутреннего мира другого человека — это не просто процесс принятия решения, не просто прием и переработка информации, это эмоциональное сопереживание (эмпатия), т. е. целостный акт общения (а общение осуществляется по иным законам, чем когнитивные процессы).

Благодаря взаимному восприятию люди как бы «приникают» друг в друга, «вычерпывают» индивидуально-психологические, эмоциональные, этнические и другие характеристики партнеров [4]. Восприятие Другого совершается как прием — передача сообщения, которое непрерывно уточняется и корректируется. Воспринимая Другого, мы считываем о нем информацию и выражаем отношение к нему. Акты восприятия двух людей сливаются в таком процессе в единое целое [Там же].

Проблема восприятия человека человеком активно разрабатывается в психологии социальногопознания(Г.М.Андреева, А.А.Бодалев), однако в данной группе теорий восприятие раскрывается как познавательный процесс, в его традиционном понимании, а объектом восприятия является человек с точки зрения, в основном, его внешних характеристик: внешности, мимики, поведения и т.д. Еще Г.Олпорт указывал, что восприятие и познание человека человеком подчиняется тем же законам, что и восприятие любого другого объекта действительности, но появляется и новое. Другой подобен нам. Он обладает сознанием, он к нам как-то относится, он воспринимается и понимается нами как личность [9].

Особенности формирования образа другого человека в какой-то степени определяются опытом общения, степенью знакомства с воспринимаемым человеком, что необходимо учитывать при исследовании восприятия внутреннего мира.

Идея восприятия непосредственно психической реальности Другого, его внутреннего мира идет глубже: воспринимается не просто другой человек, а его глубинные, скрытые процессы и явления. Одним из механизмов такого восприятия может служить эмпатия как способность со-переживать, со-чувствовать, проводить аналогии с собственными психическими состояниями и явлениями. Так, А.А.Бодалев, цитируя Т. Липпса, говорил, что наш внутренний мир можно увидеть в телесных проявлениях, что важно более всего для стороннего наблюдателя, так как он, воспринимая и понимая обладающее определенными чувственными признаками тело, схватывает его эмоции и психические состояния [цит. по: 4. С.46]. Таким образом, знание о существовании у Другого того или иного состояния сознания основывается на вчувство- вании, которое заключает в себе тенденцию к сопереживанию.