И наконец, категория опыта рассматривается в концепции ментального опыта М.А. Холодной как основы интеллекта. Ментальный опыт представлен тремя уровнями: когнитивный опыт, который включает в себя структуры, которые отвечают за переработку информации (способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры и понятийные психические структуры); метакогни- тивный уровень, в который входят умственные образования, позволяющие осуществлять произвольную и непроизвольную регуляцию собственной интеллектуальной деятельности; ин- тенциональный опыт, который включает в себя ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей (в виде предпочтений, убеждений, умонастроений). Опыт субъекта — это «и фиксированные формы опыта (то, что человек усвоил в прошлом), и оперативные формы опыта (то, что происходит в ментальном опыте этого человека в настоящем), и потенциальные формы опыта (то, что появится в его ментальном опыте в качестве новообразований в ближайшем или отдаленном будущем)» [11, С. 82-83].
Таким образом, степень конкретизации и способ рассмотрения опыта субъекта в психологических концепциях различны. Однако важно отметить, что ключевое место субъектному опыту отводят именно как фактору, определяющему интеллектуальное поведение субъекта, но не эмоциональное. Чаще всего когнитивный (ментальный) опыт соотносят с рефлексивными возможностями субъекта, а эмоциональный опыт отождествляют с внутренним опытом, рефлексивный компонент которого остается без должного внимания исследователей.
Развертывание исследований проблемы опыта в указанных (а также в иных) направлениях определяет две основные особенности ее современного состояния.
С одной стороны, сформулирован ряд объяснительных концепций в области проблем когнитивного (ментального) опыта и получены эмпирические данные в подтверждение таковых. С другой — по мере развития этих представлений все отчетливее проявляется уход от исследований, предметом которых являются различные аспекты эмоционального опыта. Кроме того, сохраняется доминирование так называемого абстрактно-философского подхода к исследованию проблемы опыта над конкретно-научным.
В связи с вышеуказанным предмет нашего исследования — эмоциональный опыт — не исследуется в современной психологии ни в гносеологическом аспекте, ни в качестве онтологически представленной и обладающей системой собственных закономерностей психической реальности.
Еще более принципиально то, что эмоциональный опыт характеризуется достаточно явно выраженной неопределенностью своего понятийного статуса и места в системе таких понятий, как: эмоциональная память, эмоциональный интеллект, имплицитные теории эмоций, ментальная репрезентация эмоций. Конструкт «эмоциональный опыт» недостаточно четко осмыслен с точки зрения качественной определенности и специфики.
Наконец, источником принципиальных методологических трудностей осмысления эмоционального опыта выступает дефицит эмпирических и экспериментальных методов его изучения.
Напомним, что изучение природы эмоционального опыта видится нам возможным, с одной стороны, через исследование характера рефлексивной проработки человеком эмоциональных явлений в себе и Другом, с другой стороны, через изучение процесса познания эмоционального опыта в слабо осознаваемой или неосознаваемой сфере психического. Определим понятийный статус конструкта «эмоциональный опыт».
Понятийный статус эмоционального опыта в психологии эмоций
Эмоциональная память и эмоциональный опыт Рассматривая особенности аффектов, А.Н. Леонтьев указывал на то, что одной из особенностей этих эмоциональных явлений является возможность их возникновения в ответ на уже фактически наступившую ситуацию, что приводит к образованию специфического опыта — аффективных следов. Смысл их заключается в том, что человек, мысленно возвращаясь к событию, вызвавшему состояние аффекта, переживает аналогичные эмоции. Сохранение аффективных следов возможно в силу действия механизмов памяти.
Эмоциональный опыт и эмоциональная память не являются тождественными понятийными категориями в нашем понимании.
В понятии эмоциональной памяти «присутствует указание» на феномен сохранения в памяти субъективного отношения к запечатлеваемой информации. Такое запечатление свидетельствует об эмоциональном восприятии информации.
Эмоциональная память включает в себя не только память о самом состоянии аффекта, но и о системе запуска, т.е. о ситуации, обусловившей его возникновение (Громова, 1980). Таким образом, эмоциональная память — это способность воспроизводить пережитое ранее эмоциональное состояние в комплексе с воспоминанием о вызвавшей его ситуации и субъективным отношением к ней.
Эмоциональная память определяется как явление воспроизведения определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.
На основе такого понимания конструкта «эмоциональная память» есть основания утверждать, что благодаря памяти происходит закрепление эмоциональных явлений в субъективном опыте. Однако эмоциональный опыт не следует отождествлять с памятью на эмоции и чувства или способностью воспроизводить пережитые ранее эмоциональные явления.
Эмоциональный опыт — интегральное психическое образование, доступное рефлексии в актуальном времени, однако в его содержание включаются и слабо рефлексируемые или неосознаваемые формы организации знаний об эмоциональных явлениях, система неявных представлений о них. Содержание эмоционального опыта может быть отнесено как к прошлому, так и будущему.
Имплицитные теории эмоций и эмоциональный опыт
В исследовании природы эмоционального опыта мы используем эмпирический материал, который получаем при изучении имплицитных представлений о нем. Кроме того, полагаем, что имплицитные теории эмоций — это не только система категорий (или поле значений), посредством которой человек познает эмоциональный опыт, но и слабо рефлексируемые или неосознаваемые формы организации знаний об эмоциональных явлениях, система неявных представлений, допущений, положений о них (Минеева, Лидерс, 2007).
Таким образом, имплицитные теории эмоций, с одной стороны, включены в содержание эмоционального опыта. Эмоциональный опыт является отправным моментом в построении имплицитных теорий эмоций, поскольку в нем фиксируются пережитые эмоции и чувства, опыт эмоциональных отношений, эмоционального взаимодействия с другими людьми.
С другой стороны, имплицитные теории эмоций можно рассматривать и как механизмы обработки эмоционального опыта. Они используются, чтобы осознать или интерпретировать эмоциональный опыт в себе и Другом.
Эмоциональный интеллект и эмоциональный опыт
Конструкт «эмоциональный интеллект» достаточно активно используется в современной психологии. По сути, в этом понятии зафиксирована идея о том, что эмоциональный опыт можно рассматривать как определенную сферу интеллекта.
В работах P.Salovey, J.Mayer (1990) этот конструкт раскрывается как состоящий из трех категорий адаптивных способностей: 1) выражение эмоций (компоненты — выразительность собственных эмоциональных переживаний, адекватное выражение эмоций, осознание своих эмоций и чувств, восприятие и понимание эмоций других людей, эмпатия); 2) способность к эмоциональной регуляции (управление своими и чужими эмоциональными переживаниями); 3) возможности практического использования эмоций (гибкость при планировании, возможность перенести опыт, полученный в одной ситуации на другую, творческий подход к решению проблем). Феномен эмоционального интеллекта тесно связан с социальным и когнитивным функционированием личности.
При изучении эмоционального интеллекта исследователь получает информацию об уровне развития у личности адаптивных способностей к пониманию своих и чужих эмоций, однако не имеет возможности исследовать содержание эмоционального опыта как психической реальности. Кроме того, исследователь не находит и ответа на вопрос о том, как осуществляется процесс познания субъектом эмоционального опыта в себе и Другом. Как следствие, за «кадром» исследования остаются механизмы, средства и способы познания эмоционального опыта, которые также включены в содержание последнего.
Ментальная репрезентация эмоций и эмоциональный опыт
Проблема осознания эмоциональных явлений в современной психологии рассматривается как проблема их ментальной репрезентации.
Термин «репрезентация» («representation») буквально переводится как «изображение, образ, представление». С одной стороны, «ментальная репрезентация» служит для обозначения субъективного опыта, описывает феноменологию переживаний человека, а с другой — выступает в качестве объяснительного понятия, связанного с попыткой выделения различных интрапсихических структур и их взаимосвязей.
В рамках когнитивного подхода изучают структуры и организации ментальных репрезентаций во взаимосвязи с когнитивными процессами, в том числе процессами символизации. Ментальные репрезентации рассматриваются в качестве результата действия когнитивных процессов, с одной стороны, и сами являются способом организации знаний о мире, с другой стороны (Frake, 1961; Cicourel, 1974).
Таким образом, в рамках когнитивной психологии при исследовании ментальных репрезентаций особый акцент делается на анализе структуры, организации ментальных репрезентаций, их взаимосвязях с когнитивными процессами, подчеркивается роль символизации и означивания в их построении.