К сожалению, программы-собеседники существуют лишь на английском языке. Он имеет строгий порядок слов в предложении, и слова почти не изменяются. Написать подобное для русского языка труднее, потому что русский язык не имеет строгого порядка слов в предложении и одно слово может иметь много разных приставок, суффиксов и окончаний. Ведь вы не будете в восторге, если программа будет вам выдавать что-то вроде: «Как ты называем собой? А я есть Искусственный Интеллект!»
Кто умнее?
Итак, по поводу существования в наше время ИИ более менее ясно. Так что же, реальны или нет опасения, что ИИ догонит и перегонит, «переплюнет» своего создателя? Тут уместно вспомнить такую шутку: одному ученому задали вопрос: «Как вы думаете, когда машина станет умнее человека?» На что он ответил: «Вы знаете у меня дома стиральная машина, она и то умнее некоторых». А если говорить серьезно, то исследования подхода человека к решению не имеющих четкого алгоритма, то есть по сути — творческих задач, показали следующее: эмоциональная активация является необходимым условием нахождения субъективно верного решения. То есть то волнение, эмоциональное напряжение, которое мы испытываем в поисках решения — не просто фон, а регулятор всех этапов выполнения задачи.
Там, где компьютер будет просто тупо, один за другим перебирать все возможные варианты, человек, обращается, пусть на бессознательном уровне, к своему опыту. Задействуются нейронные ансамбли, хранящие следы памяти, содержащие нужную информацию. И интуитивно почувствовав путь, ведущий к правильному решению, еще даже не найдя его, а только предчувствуя, человек испытывает определенное эмоциональное возбуждение и следует ему. То есть, в отличие от ИИ, для которого все пути эмоционально безразличны, для человеческого сознания предположительно правильный путь размышлений оказывается эмоционально «помечен». Может в этом и есть секрет быстродействия человеческого мозга?
И последний вопрос, волнующий, наверное, больше всего любителей фантастики: способен ли ИИ (вспомним «Матрицу») захватить власть над миром? Дело в том, чтобы выполнить такую впечатляющую задачу, каким бы мощным ни был интеллект, нужна серьезная мотивация, а ее-то как раз у искусственного разума нет. Так как нет ни властолюбия, ни себялюбия, он не наделен привязанностями, включая привязанность к самому себе. ИИ, по сути, не может быть эгоистичным, так как лишен самосознания. А наделен он только тем, что заложено в него программой, составленной все тем же человеком. И от того, чего хочет этот человек, написавший программу для самого мощного, самого гениального компьютера все так же зависит, каким этот компьютер будет. Так что, как всегда, и в этом случае стоит бояться не ИИ, а самих себя.
Цитата из журнала «Компьютерра»: «Давай-ка, Викторович, по маленькой, за искусственный интеллект. За то, чтоб он подальше держался от естественного. А то, говорят, с кем поведешься…»
В заключение, надо отдать должное ИНС, в их лице искусственный интеллект трудится на благо человечества. Их помощь существенна в самых разных областях человеческой деятельности. В медицине они являются серьезным помощником в диагностике, позволяя сократить время постановки диагноза и количество занятого персонала. Например, диагностику слуха ребенка, которая занимает у врача около часа, нейронная сеть делает в течение нескольких минут. Программы способны проводить классификацию сигнала кардиограммы и считать клетки крови. В бизнесе — классификацию предприятий по степени их перспективности. На основе использования метода группового учета аргументов нейронные сети выявляют случаи фальсификации в страховании и недобросовестные предприятия. Способны решать проблемы оптимизации — распределения ресурсов, транспортной логистики и оптимизации сетей связи.
С помощью нейронных сетей можно в определенной степени прогнозировать биржу, доля верных предсказаний составляет до 80 %. Существуют успешные примеры объективной оценки недвижимости при помощи нейронных сетей.