Смекни!
smekni.com

Изучение эмпатии у старших дошкольников в условиях инклюзивного обучения (стр. 2 из 3)

На основании выделенных критериев мы определяли уровни проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам.

Первый уровень эмпатии. Характеризуется позитивным отношением к другому.

Ребёнок демонстрирует гуманистическую направленность по отношению к сверстнику / родителю. Проявляет потребность в общении с другим, позитивный настрой на взаимодействие, внимание к другому, сочувствие, сопереживание, синтонию. Дошкольник откликается на затруднения или неудачу сверстника в ситуации взаимодействия, выражает желание оказать поддержку и содействие, предпринимает попытки реального оказания помощи.

Второй уровень эмпатии. Выражается в преобладании нейтрального отношения к другому, некоторой эмоциональной автономности. Ребёнок настроен на взаимодействие, с удовольствием вступает в контакт, эмоционально реагирует на ситуацию и другого. Участвуя в совместной деятельности и взаимодействии, ребёнок поддерживает эмоциональный контакт, однако его эмоции не всегда ярко выражены и адекватны. Он в большей степени сосредоточен на собственных действиях и неадекватно переживает общее эмоциональное состояние, настроение. Понимая затруднения, неудачу, переживание сверстника, он не всегда проявляет адекватный эмоциональный отклик. Стремление помочь, содействовать другому он не демонстрирует.

Третий уровень эмпатии. Характеризуется негативной направленностью на другого. Эмоциональный отклик на ситуацию взаимодействия и другого отсутствует. Ребёнок не умеет включаться в общее эмоциональное состояние, проявлять адекватные эмоции, вступать в контакт и строить взаимодействие, проявлять инициативу, считаться с интересами (пожеланиями, мнениями) товарищей, сопереживать и содействовать им. В общении преобладают эгоистические интересы, ведущие к ссорам и конфликтам.

Изучение эмпатийного поведения старших дошкольников со сверстниками показало, что большинство детей с НПР (60%) и меньшая часть детей с ЗПР (25%) продемонстрировали первый уровень позитивных взаимоотношений в реальных ситуациях взаимодействия в группе детского сада. Почти половина детей с ЗПР (41, 7%) и пятая часть детей с НПР (20%) показали второй уровень проявления эмпатии, что выражалось в эмоциональной автономности. Переживания сверстника не вызывали адекватного эмоционального отклика и стремления помочь, несмотря на понимание затрудняющей ситуации. Третий уровень развития эмпатии обнаружили 20% детей с НПР и 33, 3% детей с ЗПР. Эти дети демонстрировали полное непонимание ситуации взаимодействия и отсутствие адекватного эмоционального отклика.

Сравнительное изучение особенностей эмоционального взаимодействия родителей со старшими дошкольниками с ЗПР и НПР показало некоторую депривацию эмоционального отношения родителей к детям с ЗПР.

В поведенческом компоненте наиболее существенные различия наблюдаются по характеристике «стремление к телесному контакту». Родители детей с НПР значительно чаще прибегают к этому естественному средству эмоциональной поддержки ребёнка (58, 89% / 47, 92%).

Родители детей с НПР дали в целом более сходные результаты по большинству характеристик эмоционального взаимодействия (оказание эмоциональной поддержки, способность воспринимать состояние ребенка, умение воздействовать на эмоциональное состояние ребёнка, стремление к телесному контакту). Родители детей с ЗПР показали более существенные различия между реальным и знаемым отношением к своим детям.

При планировании исследования нами были учтены положения, разработанные Л.П. Стрелковой, о том, что диагностика и развитие эмпатии у ребёнка предполагает выделение следующих параметров:

1) адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

2) дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

3) широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащённость языка;

4) адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере [5]. На основании проведённого теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены критерии проявления эмпатии применительно к детям старшего дошкольного возраста:

1) «принятие» наличной (актуальной) ситуации (ребёнок понимает суть происходящих событий и ситуацию взаимодействия);

2) «сопереживание/сочувствие» (способность ребёнка видеть душевное состояние другого человека, рефлексировать его переживания, испытывать идентичные чувства по поводу наличной ситуации другому; но при этом ребёнок не вступает в общение и взаимодействие);

3) «содействие» (ребёнок вступает в общение и взаимодействие по поводу наличной ситуации, это состоит в умении поставить себя на место другого, оказать ему реальную помощь.

Сочетание выделенных нами критериев позволило определить уровни проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста друг к другу.

Высокий уровень – ребёнок понимает наличную ситуацию, проявляет адекватные чувства, выражает стремление к содействию.

Средний уровень – ребёнок понимает происходящие события, ограничивается лишь проявлением эмоциональной отзывчивости, то есть идентифицирует наблюдаемые чувства, однако отказывается от активного взаимодействия.

Низкий уровень – ребёнок понимает происходящие события, но адекватных чувств не выражает и не вступает в общение и взаимодействие.

2. Для реализации исследовательских задач нами были применены две методики с опорой на представление детей с использованием вербального и невербального стимульного материала.

Одна из методик включала в себя специально разработанный нами тест, материалом которого послужило стихотворение С.В. Михалкова «Находка» [1]. Данный тест и содержит возможность выявить взаимосвязь проявления эмпатии с умственным развитием ребёнка, и позволяет определить исходный уровень эмпатии у старших дошкольников. При использовании тестов мы также учитывали следующее положение, что предъявляемая ситуация должна быть знакомой и понятной, соответствующей опыту детей.

Оценка уровня эмпатии. Суть теста заключается в следующем. Обследуемому предлагается набор ситуаций, состоящий из пяти вопросов, в которых содержится три варианта ответа, каждый из которых соответствует определённому (высокому, среднему и низкому) уровню эмпатии. Обработка теста осуществляется в баллах.

12-15 баллов – высокий уровень. Ребёнок понимает, о чём повествует стихотворение, принимает сложившуюся ситуацию, проявляет адекватные чувства, выражает стремление к содействию.

8-11 баллов – средний уровень. Ребёнок понимает происходящие события, эмоционально реагирует, то есть идентифицирует воображаемые чувства детей, однако отказывается от активного взаимодействия.

5-7 баллов – низкий уровень. Ребёнок понимает происходящие события, но адекватных чувств не выражает и не вступает в общение и взаимодействие.

Если ребёнок не понимает содержания стихотворения, то дальнейшее испытание не проводится.

Изучение проявления эмпатии к сверстникам по результатам оценивания ими вербально преподнесённой коллизии показало следующее.

Первый уровень эмпатии свойствен только детям с НПР (66, 7%), в то время как типичным для детей с ЗПР оказался второй уровень развития (75%). Треть детей с НПР показала второй уровень развития эмпатии (33, 3%). Третий уровень эмпатии был выявлен лишь у детей с ЗПР (25%).

Ответы детей с ЗПР, показавшие третий уровень эмпатии, свидетельствуют об эгоцентризме; неадекватное понимание содержания ситуации не даёт им возможности правильно оценить, а следовательно, и принять эту ситуацию, а также выразить сопереживание и сочувствие или оказать содействие.

Для выявления проявления эмпатии детьми мы использовали специально разработанный нами тест «Определи выражение лица», основанный на умении распознавать эмоциональные состояния других людей, изображённых на фотографиях, и на этой основе проявлять адекватные решения к взаимодействию [2].

Испытуемым предлагалось 10 фотографий детей из фотоматериала Е.В. Рылеевой, выражающих различные эмоциональные состояния (радость, сожаление, удовольствие, разочарование, восторг, огорчение, злость, страх, отвращение, смущение.). Детям давалась инструкция: «Посмотри внимательно на фотографии и ответь на вопросы: 1) кто изображён на фотографии и что он делает? 2) почему он это делает (смеётся, плачет и т. д.)? 3) что бы ты делал, если бы был другом ребёнка? Результаты оценивались в баллах и соответствовали высокому, среднему и низкому уровню развития эмпатии.

Исследование эмпатии при распознавании эмоциональных состояний положительной и отрицательной модальности позволило выявить существенные различия между двумя категориями детей по первому и третьему уровню распознавания эмоциональных состояний положительной и отрицательной модальности. Так, первый уровень показали дети с ЗПР – 14, 58%; в то время как у детей с НПР процент первого уровня составил 41, 11%. Сходное распределение показателей по второму уровню показали испытуемые как с ЗПР (52, 08%), так и с НПР (52, 22%). Третий уровень более характерен для испытуемых с ЗПР.