Смекни!
smekni.com

Психологические механизмы формирования зависти и ее детерминанты (стр. 2 из 3)

Участие механизма интериоризации в формировании зависти заключается в том, что личность, помимо социальных и моральных норм, свойственных разным стадиям и формам человеческого существования, присваивает и тот общественный опыт, который способствует развитию негативных отношений и личностных новообразований.

Центральное место в формировании зависти занимает механизм социального сравнения. Данная мысль, впервые высказанная Ф. Бэконом («В зависти всегда таится сравнение; а где невозможно сравнение, нет и зависти <...>» [4]), поддерживается всеми без исключения исследователями данной проблемы. Сравнение, по С.Л. Рубинштейну, – это «<...> анализ, который осуществляется посредством синтеза и ведет к обобщению и новому синтезу» [14, с. 138], то есть сравнение, начинаясь с синтетического акта соотнесения объектов или явлений, ведет к выделению в них общего и различного (анализу), а выделенное общее вновь обобщает (синтезирует) объекты и явления. На наш взгляд, все сказанное относится и к социальному сравнению (сравнению социальных объектов). Е.С. Самойленко [15, с. 194-195], анализируя объем понятия «социальное сравнение», отмечает, что в настоящее время оно используется как в узком, так и в широком смысле. В наиболее узком понимании данный феномен трактуется как «проведение аналогии между собой и другим человеком» [27, с. 92], в более широком – включаются и те случаи, когда человек сравнивает себя с самим собой, и, наконец, максимально широкое понимание подразумевает, что сопоставляться могут любые социальные объекты (индивиды, группы, информация социального плана), среди которых не обязательно должен быть сам субъект, совершающий сравнение.

В психологической литературе при анализе механизма социального сравнения в формировании зависти чаще всего обсуждается сравнение в системе «Я – Другой», которое субъект может осуществлять как в непроизвольной, так и в произвольной форме. В первом случае социальное сравнение возникает автоматически, являясь «почти неизбежным элементом социального взаимодействия» [24, с. 150], которое может быть и бессознательным, то есть человек не до конца осознает, что он сравнивает себя со своими сослуживцами или соседями [29, с. 525]. Второй случай подразумевает совершение определенных целенаправленных усилий со стороны субъекта.

Безусловно, сравнение в системе «Я – Другой» играет ведущую роль при формировании зависти, но все же не исключительную. Сравнение может осуществляться не только самим субъектом, но и другими людьми (родителями, учителями, коллегами и др.). В этом случае субъект выступает в роли объекта сравнения. В результате сравнения, произведенного в системе «Я – Другой» и внешнего сравнения, Другой по отношению к субъекту оценивается как более или менее успешный, превосходящий или не превосходящий его по каким-либо параметрам.

Сравнение себя с самим собой, осуществляемое в системе «Я-реальное – Я-идеальное», во многом совпадает с сопоставлением «Я могу – Я хочу» (соотнесением своих возможностей, результатов своей деятельности со своими же потребностями) и выявляет отсутствие или наличие разрыва между ними. При несоответствии «Я могу» с «Я хочу» первоначально субъект проводит «ревизию» своих внутренних и внешних ресурсов, необходимых для достижения уравновешенного состояния между сравниваемыми «Я». Осознание недостаточности ресурсов и несогласие субъекта на роль в соответствии со своими возможностями может приводить к формированию зависти, о чем образно и метафорично пишет В.Н. Панферов: «Если человек психологически не соглашается на роль по своим возможностям, то он непроизвольно втягивается во внутренний конфликт с самим собой, постепенно вовлекая в него окружающих. В этой ситуации из личинки неудовлетворенности собой выползают черви зависти, которые поедают зеленые листья рая человеческих отношений, уничтожая людей в грязных интригах друг против друга» [12, с. 114-115].

При анализе социального сравнения как механизма формирования завистливого отношения необходимо принимать во внимание, что как противоречие, возникшее при негативном результате сравнения в системе «Я – Я» («Я хочу, но не могу») может являться первичным и усиливаться посредством сравнения в системах «Я – Другой» («Я не удовлетворяю потребность, а Другой удовлетворяет») или «Другой – Другой» («Ты не можешь, а Другой может»), так и наоборот (человек может завидовать Другому, обладающему определенной вещью, хотя прежде никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней [26]). Бесспорно, негативный для субъекта результат социального сравнения, полученный в разных системах координат, может приводить к многообразным, порой противоположным социально-психологическим эффектам, одним из которых является зависть.

Психологический механизм социального сравнения тесно связан с механизмом категоризации, который играет в формировании зависти также значительную роль, ведь «люди сравнивают себя не с кем попало, а только с определенными индивидами» [25, с. 227], что предполагает их первичное упорядочивание в терминах категорий, то есть «<...> через группировку людей, объектов и событий так, как если бы они были подобны или эквивалентны одно другому в их отношении к индивиду» [28, с. 113]. Посредством механизма категоризации происходит отнесение объектов социального взаимодействия в различные группы на основании ряда критериев: а) похожести / непохожести на самого субъекта по ряду признаков (объективных и субъективных, основных и второстепенных, актуальных и ретроспективных), выбор которых субъект производит самостоятельно; б) размера социальной и психологической дистанций между субъектом и объектами. Кроме категоризации социального окружения субъект зависти прибегает к категоризации предметов (качеств, достижений) Другого, основным критерием которой является критерий их значимости / не значимости для него.

В формировании отношения зависти принимает участие и механизм каузального заблуждения, психологическая сущность которого заключается в том, что превосходящий человек воспринимается как причина собственных неудач и униженного положения. Достижения Другого, объективно не меняя положения субъекта на оси координат, субъективно переносят его в отрицательную зону относительно объекта превосходства. Данный механизм также впервые был описан Ф. Бэконом: «им [завистникам. – Т. Б.], как это бывает при обманах зрения, кажется, будто они сами идут назад, потому только, что другие ушли вперед» [4]. Подобная мысль была позже высказана и К. Марксом: «Дом может быть большим или маленьким. Пока маленький дом стоит среди таких же домов, он вполне отвечает всем социальным требованиям к жилищу. Но если рядом с маленьким домом построить дворец, маленький дом превращается в лачугу» [11, с. 102].

Выделенные механизмы сами по себе не могут приводить к зависти, для ее формирования необходим соответствующий внешний и внутренний «фон», то есть вполне определенные предпосылки, факторы и условия (детерминанты). Как было показано нами ранее в предшествующей работе [2], структура детерминант зависти имеет сложноорганизованное строение и включает в себя детерминанты разного типа, соотношение между которыми не статично и однозначно, а динамично и зависит от конкретных обстоятельств. На разных этапах онтогенетического развития и на различных стадиях социализации личности может происходить смена детерминант (условия внутренней или внешней среды могут становиться основополагающими факторами, а универсальные факторы могут приобретать характеристики условий).

В структуру детерминант зависти входят:

1) предпосылка – неравенство людей (социальное, физическое, психологическое, профессиональное, материальное и др.), каждое из которых существует как объективная реальность.

2) универсальные факторы:

– фрустрированные потребности личности, среди которых особой силой обладает фрустрация потребности в позитивном самоосуществлении, подтверждении [8; 20], признании [10];

– субъективное превосходство Другого, которое может возникнуть и там, где оно объективно отсутствует, и напротив, отсутствовать там, где оно реально существует;

– социальная близость с объектом превосходства при отсутствии интеграции с ним. «Интегративное поле» представлено теми значимыми Другими, достижения и приобретения которых воспринимаются как успех целого, частью которого осознает себя субъект.

3) внешние условия: а) макросоциальные условия:

– культурно-исторические (особенности культуры, национального характера, общественного сознания);

– социально-экономические и политические (резкое социальное расслоение в формально нестратифицированном обществе; доминирующие в обществе уравнительные тенденции и представления о справедливости; общественные отношения, основанные на принципе потребления). б) микросоциальные условия (условия социализации в малых группах):

– условия семейного воспитания (негативное отношение родителей к более успешным другим; негативные высказывания родителей по отношению к своему ребенку, сопровождаемые восхвалением Другого; оценка результатов деятельности ребенка в зависимости от результатов других; завышенные ожидания близкого социального окружения; доминирующий воспитательный стиль потворствования);

– условия социализации во вторичных малых группах (доминирующий в них конкурентный характер деятельности (игровой, учебной, трудовой)).