Новизна в этом контексте, как и во многих других контекстах, оказывается фактором более значимым, чем сама сексуальность. Это справедливо не только по отношению к сексуальности. Кайнэрастия занимает особую позицию по отношению к другим потребностям. Она как бы является условием существования всех других влечений и потребностей вообще.
Дон-Жуан
Безусловно нелепыми кажутся психоаналитические объяснения так называемого дон-жуанизма. Сам по себе этот феномен, несправедливо рассматривается как невротически-патологический, в то время как именно его следует рассматривать, как в высшей степени нормальное явление. Вовсе не поисками образа матери занимается Дон Жуан, как это утверждают психоаналитики, а реализацией абсолютно естественной потребности стремления к новому.
Хорошего понемногу
Конечно, обновление сопровождается и противоположными явлениями. То, что мы называем консерватизмом, придает устойчивость любому обществу или отдельной жизни. Необходимо так или иначе сдерживать объемы потребления новизны как в жизни отдельного человека, так и в обществе. В противном случае постоянные изменения смели бы все на своем пути. Прорывы в новое рождают соответственно тоску по старому — ностальгию. Футуристы придумали для устремленности в прошлое еще одно название — пассеизм (от французского — passe — прошлое).
Конечно, отношение к новизне в культуре неоднозначно. Нечто новое вызывает и сопротивление, но это происходит только в ситуациях большого новаторского прорыва. Ясно, что отношение к новому имеет и возрастной аспект. Кайнэрастические потребности, более сильные и отчетливые в детстве и юности, постепенно угасают в течение жизни, за немногими редкими исключениями. С возрастом сама по себе новизна перестает быть новой.
Новизна и свобода
Кайнэрастическая теория придает новое измерение понятию свободы. Свобода — это всегда свобода-к-новому. Теория свободы, ориентированная на прошлое, немыслима. Реальность такова, что всегда свобода требуется для нового, старое или неизменное выступает в виде необходимости. Возврат к старому не может быть желателен для истинно свободной личности. Погребение себя заживо в мире рутины, невозможность выбора означает «сдачу на милость» кайнофобического мира и всегда ведет к появлению патологических явлений.
Том Сойер против конвейера
Самый эффективный способ промышленного производства — это индустриальный конвейер. Самый эффективный способ производства неврозов на работе — он же. Конвейер задал много работы психологам. Казалось бы: одна единственная простая операция, производимая на поточной ленте, облегчает жизнь рабочему. Однако, на самом деле, все оказалось не так. Всем известные нервные расстройства у конвейерных рабочих (а они имеют место абсолютно у всех, кто работает на конвейере) непонятны с какой-либо другой точки зрения, кроме как теории, построенной на признании приоритета кайнэрастии. Трудовая монотония стала предметом многочисленных исследований.
Именно в контексте этих положений настоящий кайнэрастический гений — это Том Сойер из романа Марка Твена. Он сумел убедить других мальчиков, что рутинная работа, покраска забора, на самом деле — новое творческое приключение («Не каждый день мальчикам доверяют красить заборы!»). Хороший психотерапевт обязан уметь наделить кайнэрастическим смыслом любое занятие.
Кайнэрастия и искусство
Если в том, что касается работы и производства мы еще согласны терпеть дефицит новизны, то в сфере досуга, развлечений, искусства — ни за что. Конечно, жажда новизны удовлетворяется преимущественно в так называемое свободное время. Те, кто это свободное время обслуживает, хорошо отдают себе в этом отчет.
Прозаики сочиняют романы так, чтобы никто, не дай Бог, не догадался о том, что будет в конце. Да еще чтобы написано было не так, как писали другие. Репортеры отыскивают новости, такие, о которых мы еще и слышать не могли. Продюсеры сбиваются с ног, чтобы отыскать новые таланты. Надо всем этим сурово надзирают критики, и стоит им обнаружить повтор, как тут же поднимают шум: «Украдено, подражание, плагиат!».
Новолюбивый художник
Крылатым латинским изречением «Novarum rerum cupidus» — (алчущий новизны) обычно награждают бунтаря, пионера. Однако никто не оправдывает эту характеристику лучше, чем художник. Никому другому не может так наскучить все старое и избитое, как ему. При этом нет никого, кто так нетерпеливо стремится к новому, как он, хотя в то же время он более, чем кто-либо другой, скован традициями.
Как писал немецкий прозаик Томас Манн: «Смелость вопреки скованности, наполнение традиции волнующей новизной — вот в чем видит писатель свою цель и свою первейшую задачу. Мысль о том, что «этого еще никто и никогда не делал», неизменно служит двигателем всех его творческих усилий. Я никогда не мог бы ничего сделать, не мог бы даже взяться за какое-нибудь дело, если бы эта будоражащая мысль не сопутствовала моим начинаниям».
Модернизм и авангардизм — сходство и различие
Эти два направления в искусстве в ХХ веке стали преобладающими. Как пишет в своем «Словаре культуры ХХ века» Вадим Руднев, оба этих направления стремятся создать нечто принципиально новое. Однако модернизм рождает это новое в сфере художественной формы, не затрагивая сферу прагматики. В авангарде прагматика, наоборот, выходит на первый план. Художник-модернист просто создает произведение новой формы и преподносит его в традиционном академическом стиле, авангардист ищет новых способов преподнести свое художественное творение. Авангард невозможен без скандала, эпатажа. Ясно, что в сфере художественных практик последнего времени преобладает авангард. Говоря иначе, модернизм и авангард используют различные каналы появления нового.
ХХ век — триумф и закат кайнэрастии
Особый качественный этап в «истории кайнэрастии» — ХХ век. Невероятный «кайнэрастический прогресс» стал возможен благодаря бурному развитию средств массовой информации. Символ кайнэрастической радости — пульт дистанционного управления телевизором в руке. Переключая каналы, мы постоянно и с легкостью удовлетворяем свое стремление к новизне. Технический прогресс увенчался созданием средства для постоянного переживания «кайнэрастического оргазма» — интернета. В ХХ веке — этом Золотом веке кайнэрастии — практически исчезла большая истерия, сопровождавшаяся параличами и измененными состояниями сознания. Разнообразие жизни, возможность приобщения к новизне в самых различных сферах делала многочисленные беды (любовные катастрофы или отсутствие детей, к примеру) не такими невыносимыми, как раньше. С другой стороны к концу ХХ века наметилась тенденция истощения новизны. Уже трудно художнику, не повторяясь, создавать новые творения. Как сказал поэт: «Написано всего такая бездна, что новое, поверьте, бесполезно». Современное постмодернистское искусство по большей части построено на цитировании. По приговору крупнейших идеологов постмодернизма Мишеля Фуко и Ролана Барта автор умер. Все что остается делать писателю — переписывать цитаты и составлять из них новые тексты.
Если все это так, то что же нас ждет в будущем? Цитирование процитированного?
Скука
Если наши сексуальные желания не удовлетворены — мы мучаемся похотью. Если не удовлетворены наши кайнэрастические порывы — мы томимся скукою. Эта проблема известна давно не только в житейском обиходе. Она известна многим практикующим психотерапевтам. Очень часто клиенты жалуются на то, что «с ужасом понимают, что в их жизни больше ничего нового не будет». Со временем кайнэрастия станет так же браться в расчет психологами, как и другие влечения. От этого мы никуда не уйдем.
Все жанры хороши, кроме скучного! Мир жаждет нового! Он его получит!