Смекни!
smekni.com

Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку (стр. 2 из 3)

- оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя). Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами;

- заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме;

- страницы для учителя (дополнительно): В них содержится информация для помощи другим преподавателям, которые будут использовать веб-квест.

На сегодняшний день веб-квесты значительно варьируются не только по своей тематике, но и по структуре. Можно выделить даже несколько классификаций веб-квестов.

Приведем две из них в качестве примера.

Б. Додж рассматривает два вида веб-квестов: краткосрочный и долгосрочный. Учебная цель краткосрочных веб-квестов – приобретение знаний и их интеграция, согласно 2 измерению Марзано (1992)1. Результатом краткосрочного веб-квеста будет большой объем информации, с которым предстоит справиться учащемуся. Такой веб-квест рассчитан на период от одного до трех классных занятий.

Учебная цель долгосрочного веб-квеста соответствуе 3 измерению Марзано: расширение и уточнение знаний. Результатом долгосрочного веб-квеста будет глубокий анализ собранных знаний и их преобразование в некое новое понимание, представленное на суд читателей как в сетевом режиме, так и вне киберпространства. Продолжительность такого веб-квеста от одной недели до целого месяца учебного времени.

Формы, которые могут принимать долгосрочные веб-квесты:

- база данных, в которой категории создаются самими учащимися;

- микромир, представляющий физическое пространство, по которому могут передвигаться учащиеся;

1 Роберт Марзано – ведущий специалист в области педагогики США, автор более 30 книг и 150 статей по проблемам образования, оценки, стандартов, когнитивизма, эффективного руководства процессом обучения. В основе модели Марзано – 5 типов мышления, которые он именует 5 измерений обучения. 1 измерение – отношение и восприятие; 2 – приобретение и интеграция знаний; 3 – расширение и уточнение знаний; 4 – осознанное применение знаний; 5 – выработка навыков критического, творческого и саморегулируемого мышления.

- интерактивный рассказ или судебное дело, создаваемые самими учащимися;

- документ, который описывает анализ противоречивой ситуации, выдвигает положение (мнение, теорию), которую учащимся необходимо одобрить или опровергнуть;

- выдуманное лицо, которое можно проинтервьюировать в прямом эфире. Вопросы и ответы придумываются учащимися после изучения особенностей этой личности. Джоана Энгрилл Фэррени [14] классифицирует веб-квесты по характеру учебной задачи, выделяя следующие.

1. Компиляционная задача – рудиментарный тип веб-квеста, поскольку мало внимания уделяется развитию когнитивных навыков.

2. Задача на выработку суждения – после сбора информации о каком-либо событии, факте, необходимо вынести суждение о нем.

3. Пересказ и перифраз.

4. Задача на выработку убеждения.

5. Мистическое задание.

6. Творческая задача.

7. Журналистская задача.

8. Дизайнерская задача.

9. Аналитическая задача.

10. Самопознание.

11. Задача на достижение консенсуса.

12. Научная задача.

Несмотря на положительный опыт применения веб-квестов в образовании на протяжении уже почти 15 лет, некоторые аспекты этой технологии все же подвергаются критике. Поскольку веб-квест требует развития критического мышления, не все категории учащихся (учитывая их возрастные особенности и степень развития навыков) могут освоить веб-квест. Хотя дифференцированное обучение и декларируется создателями веб-квестов, на деле технология не учитывает различных возможностей учащихся. В разделе «оценка» зачастую отсутствуют критерии степени обученности.

Однако авторы веб-квеста не останавливаются на достигнутом, развивая новые стратегии и формы, к которым, в частности, относится CEQ•ALL. Название представляет собой акроним: Выбор (Choice) – Усилие (Effort) – Качество (Quality) – Отношение (Attitude) – Труд с любовью (Labor of Love).

CEQ•ALL – это новая технология, обеспечивающая новый научно обоснованный подход к осуществляемому под руководством личностному обучению с целью максимального повышения мотивации, улучшения результатов обучения и развития критического мышления. Эта технология позволит учащимся самостоятельно руководить собственным процессом обучения. Учащиеся выбирают, что учить (Выбор), затрачивают на это определенные усилия (Усилие), стремятся к определенному качеству (Качество), что непременно приведет к позитивному отношению к учебе (Отношение) и наполнит жизнь радостным трудом (Трудом любви) [24].

Интернет во втором десятилетии своего существования предоставляет педагогам возможность насытить веб-квесты и другими технологиями обучения: Look to Learn activities (акцент делается на визуальное представление информации и введение в тему веб-квеста с помощью видео); Stixy (дает возможность обмена мнениями при «мозговом штурме»); Pageя akes (представляет собой не просто перечень ссылок на интернет-источники, но является собранием всевозможных форматов на выбор учащегося: от вебтекста, фото галереи, карты до видео и подкаста); Clipmarks и Diigo (позволяют делать необходимые закладки в Интернет материалах, причем не только в виде ссылок на сайт, но и готовых цитат); Exploratree, Decide Already и the Thesis Builder (дают схемы построения критических рассуждений учащихся на пути к выработке ими критической оценки полученной информации).

Таким образом, педагоги-виртуалы стремятся к совершенствованию технологии веб-квеста, сглаживают самые сложные и спорные его моменты. Однако основной методической задачей учителя на пути создания хорошего веб-квеста остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Сложность в создании веб-квеста состоит в отборе качественных и тематически релевантных сайтов, соответствующих также уровню подготовки и психо-возрастным особенностям учащихся.

Рассмотренная нами специфика веб-квеста убеждает в его широких возможностях применительно к обучению иностранному языку. По мнению педагогов, успешно внедряющих веб-квесты в учебный процесс, данная технология предоставляет две основных составляющих продуктивного языкового обучения: проблемность и аутентичность [17]. С нашей точки зрения, необходимо также добавить интерактивность. Интерактивность является ведущим фактором в обучении иностранному языку. Веб-квесты позволяют учащимся получать информацию в устной и письменной форме (чтение вебстраниц или участие в дискуссии на изучаемом языке). В интерактивности знание языка проходит немедленную проверку, обогащаясь вместе с тем и новым содержанием. Все это способствует развитию беглости, точности в использовании языка и одновременно обогащению словарного запаса.

Поскольку веб-квест возник в США, где обучение языкам не является приоритетной дисциплиной, мировое педагогическое сообщество задалось вопросом применения данной технологии именно к языковому обучению. В связи с адаптацией веб-квеста к данным целям возник ряд сложностей, которые был призван устранить голландский проект языкового квеста – “Talenquest” (Dutch for LanguageQuest).

Известно, что содержание предмета «иностранный язык» включает в себя не только языковой материал, но и речевые умения. Следовательно, и языковой веб-квест должен иметь свою специфику. Одной из проблем неадаптированных веб-квестов педагоги считали и считают отсутствие тренировки индивидуальных коммуникативных навыков [17]. Другой проблемой является то, что из себя представляют опоры в языковом квесте. Следует ли использовать только лексические опоры в виде дополнительного вокабуляра, или необходимы грамматические опоры.

Координаторы и участники “Talenquest” (2003) разработали весьма полезный источник руководящих принципов и конкретных рекомендаций по созданию веб-квестов для изучения иностранных языков. В задачу языковых веб-квестов входит мотивирование учащихся на использование изучаемого языка, использование аутентичных материалов и реальное общение для достижения цели веб-квеста. Акцент делается на творческое, гибкое использование языка для решения сложной, неоднозначной задачи. По выражению руководителя проекта Тона Кёнрада, целью языкового веб-квеста является «замена окостеневшего материала учебника живым и динамичным содержанием, стимулирующем использование всех видов речевых умений» [13]. Согласно их рекомендациям задание языкового веб-квеста может формулироваться как на родном для учащихся языке, так и на изучаемом языке. Возможно и сочетание этих языков. Все материалы языкового квеста должны быть аутентичными и представлять реальный интерес для учащихся. Процесс выполнения веб-квеста должен стимулировать коммуникационную деятельность учащихся.

В обучении языку могут использоваться веб-квесты:

- по различным учебным дисциплинам для носителей языка;

- для изучающих иностранные языки.

Использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов Интернета в обучении языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами. В связи с этим эффективная интеграция веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест - является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;

- сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.