Журавлева О.Н.
Методологическим ориентиром в совершенствовании системы образования, интегрирующей идеей обновления его содержания на метапредметном уровне может и должен стать принцип гуманитарности. Понятие гуманитарности (в широком смысле) возвращается в научный обиход и в практику деятельности школы, но, к сожалению, переход от традиционной (знаниевой) к гуманитарной образовательной парадигме происходит крайне медленно. Необходимо вернуть подлинный (ценностный) смысл понятию «человечность» в сознании людей и из плоскости отвлеченного рассуждения перейти в содержательное русло вопроса об условиях наращивания ее потенциала.
Для достижения нового качества образования необходимо комплексное проектирование системы мер по успешному освоению школьниками гуманитарных ценностей, развитию их гуманитарной культуры, поэтому актуальна разработка стратегий воплощения принципа гуманитарности в педагогическую практику, т. к. гуманитарность не присуща учебному познанию изначально, а привносится в процесс, если содержит эмоционально-ценностный компонент, формирует отношение школьника к миру и себе. С точки зрения антропологического подхода термин «гуманитарность» характеризует в целом способность общества, общественного сознания к познанию–пониманию–объяснению человека как существа био-социо-культурного. Гуманитарность в образовании – это обращение к потребностям человека в общекультурном и общегуманистическом смысле, преодоление технократического мышления.
Диагностике образовательной среды, образовательного пространства, анализу возможного их воздействия на развитие личности ученика должно уделяться самое серьезное внимание. Проблема учебника, как и содержания образования в целом, относится к «вечным», потому что постоянно обогащается опыт человечества, меняются конкретно- историческая ситуация и мировоззрение, ценности общества. В последнее десятилетие преимущественно рассматриваются проблемы организации работы с учебником по формированию определенных умений, компетенций, личностных качеств учащихся. Проблемы конструирования и анализа содержания учебников в диссертационных работах также ориентированы на учебники по определенной школьной дисциплине. Исследований общетеоретических, метаметодических основ построения современного школьного учебника явно недостаточно.
Материалы учебника представляют собой единый супертекст, единое образовательное пространство, включающее не только собственно учебные сведения, но и жизненный опыт, живое знание самих учеников, а также технологии. Специфические свойства учебника дают нам право выделять его среди других объектов внешнего мира и отнести к духовным ценностям. Материалы учебника являются наиболее объективным показателем так называемого «скрытого содержания». При определенных условиях учебник способен задавать вектор в проектировании образовательного пространства ученика «для себя и под себя», предложить ему поле вхождения в культуру, освоения ценностей и видения жизненных приоритетов, личностного познания и развития – субъект-ориентированного, гуманитарного пространства.
Гуманитарности в любом предмете столько, сколько в нем идеи человека: любой объект при соприкосновении с ним человеческих ценностей, свойств и качеств, является гуманитарным. О том, что знания становятся гуманитарными, если ученик обнаруживает в них личностный смысл, если они обращены им на самого себя – говорят и философы, и дидакты, и методисты. Однако на практике явно превалирует дегуманитаризация познания как процесс формального накопления, приращения знаний о человеке, культуре при сохранении ориентации на узкопредметный отбор содержания и отсутствии условий осмысления учащимися знаний на основе понимания, диалога. Гуманитарное отношение – ценностное отношение к действительности, когда объект оценивается с позиций нравственных, культурных, эстетических и т. д., с точки зрения значимости для развития человека, для консолидации человечества. Необходимо трансформировать учебное содержание, чтобы ввести, усилить в нем присущее всем предметным курсам «человеческое измерение», т. к. «негуманитарной может быть история и вполне гуманитарной, например, информатика» [1, 11]. Только личностно значимые знания обеспечат подлинную гуманитаризацию образования: «Чтобы знание о другом, будь то человек или безгласная вещь, стало гуманитарным, оно должно обрести – для меня – личностный смысл. Гуманитарные знания – это знания пристрастные, получившие аффективную окраску в моей деятельности по их построению» [4, 35].
Соответствие учебников образовательному стандарту неоспоримо, но также очень важен целенаправленный, комплексный анализ и целостное построение их содержания с точки зрения воплощения принципа гуманитарности. Именно на основе этого интегративного принципа может постигаться, толковаться учеником предъявляемое учебное содержание в мировоззренческом, технологическом, личностном и других аспектах. Гуманитарное знание должно и может стать для всех участников образовательного процесса установкой на деятельность в гуманитарной парадигме, характеризующейся такими качествами, как диалогичность, полисемичность, рефлексивность и др., базой для развития созидательных возможностей подрастающего человека. Не декларируемое, а реальное субъектное (гуманитарное) определение ученика, отношение к нему как к субъекту раскрывает гуманитарную природу учебника. Задача учебника в том, чтобы формировать, расширять пространство для «освоения» знаний учеником. Учебные материалы учебника должны выстраиваться адекватно гуманитарной природе познания. Особую роль в этом может сыграть методический аппарат учебника. На страницах учебника возможна встреча двух субъективных миров, двух сознаний – «автора» и «реципиента», когда для ученика создаются условия для проявления его творческой сущности в познании – для «СОтворчества», «СОпереживания», «СОдеятельности» – и читатель, по сути, становится «СОавтором». Чем больше учебник «открыт» на установку контактов со средой, а не замыкается в своем внутреннем пространстве, тем более открытым, информативным, вариативным, диалогичным будет образовательное пространство школьника.
Экспертиза по отношению к содержанию любого учебника стихийно осуществляется и учителем, и учеником, и родителями, и, конечно, самими авторами пособий. Расширить функции процедуры оценки качества учебника и дополнить общепринятые требования к его содержанию (научность, доступность и др.) может технология, ориентированная на выявление соответствия содержания современной образовательной гуманитарной парадигме. В основу может быть положена концепция зарождающейся в нашей стране гуманитарной экспертизы (В.И. Бакштановский, Л.С. Братченко, Р.М. Петрунева, Б.Г. Юдин и др.). Прилагательное «гуманитарная» в названии экспертизы предполагает, что речь должна идти не только о человеке и человеческом, не просто по поводу человека, а, что особенно важно, для человека. То, на что ориентирует гуманитарная экспертиза – постоянная отнесенность знания с человеческим в человеке, с тем, что делает его собственно человеком, т. е. гуманистическая направленность, ориентация содержания на интересы отдельной личности, социума. И новизна здесь, безусловно, не вообще в обращении к человеку, а в повороте к ценностно-смысловому ядру содержания, «делающему его (человека. – О.Ж.) больше, чем он есть» [2, 7].
В образовании этот особый вид экспертизы, опирающийся на гуманитарную методологию, ориентирован на выявление и поддержку в человеке его гуманистических проявлений [3, 6]. Гуманитарная экспертиза, по сути, способна дать ценностно-оценочное знание об объекте. Социологу А.Г. Здравомыслову принадлежит полушутливое определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк», что можно отнести и к гуманитарной экспертизе в целом. Такая экспертиза необходима для оценки, корректировки целей, средств обучения, прогнозируемого результата образовательной деятельности. В отношении учебника такая экспертиза призвана предупредить возможные риски и негативные влияния его содержания, определить потенциал для развития гуманитарной культуры ученика: чем предоставленные возможности шире, тем полнее и активнее будет протекать развитие личности.
Для проведения гуманитарной экспертизы учебных книг нами была разработана универсальная модель гуманитарно ориентированного учебника, предполагающая следующие метакомпоненты в его содержании:
• аксиологичность (наличие содержательных единиц гуманистической направленности; акцент на анализе мотивов и смысловых параметров человеческого бытия; проявление личностной позиции авторов);
• интегрированность (включение комплекса современных знаний о человеке, способах человеческой деятельности и путях решения актуальных проблем общества) и трансформативность (условия для передвижения этих знаний на уровень личностных идей и убеждений ученика);
• субъект-ориентированность (создание условий для выявления позиции ученика, интерпретации им знаний с опорой на самостоятельную, творческую деятельность и др.);
• диалектичность и полисемичность (раскрытие изучаемых вопросов в развитии; приобретение опыта по выявлению смысловых значений продуктов человеческой деятельности, поступков человека и др.);
• диалогичность и проблемность /индирективность/ (отказ от навязывания в качестве образца определенных представлений об истине, ценностях; освоение гуманитарных способов познания; введение ситуаций альтернативности, парадокса, необычности; использование разнообразных аутентичных источников информации; обращенность учебного текста к учащемуся);
• рефлексивность и интенциональность (стимулирование рефлексивного мышления для выражения отношения ученика к миру, себе, эмпатийного понимания, развития эмоционально–ценностного опыта как части субъектного, умений распознавать чувства и настроения, сопереживать).