Никто не сможет осилить геометрию без знания слов «точка», «прямая», «плоскость», «угол», «фигура», «параллель» и прочих ключевых слов. Все они имеют конкретное определение, в отличие от слов «равно», «часть», «целое», которые можно понять только через владение понятиями первого ряда слов. Эти слова важные, но не ключевые. В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведения – «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д. Помогут выделить ключевые слова, описанные выше приемы работы с текстом: работа с заголовком, определение сути, структуры, проблемы изучаемого текста. Внутренние заголовки и предисловия также могут быть полезны.
Необходимым условием полноценной читательской деятельности на любом из ее этапов является внимательное отношение к слову.
Текст – это посредник между автором и читателем. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Мысль автор нужно понимать дословно. Процесс понимания текста – это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию. Например, что имел в виду А.С.Пушкин, когда писал: «Татьяна – русская душою…»?
Описывая встречи с доктором Вернером, Печорин записал в своем дневнике: «Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером».
Попробуйте спросить у школьников, кто такие авгуры, почему они хохотали, и почему Лермонтов вспомнил о них, описывая Печорина и Вернера.
Они не ответят, скорее всего. Наблюдения показали: школьники почти никак не реагируют на непонятные слова. Новое проскальзывает мимо их сознании, не вызывает желания узнать, что это такое, не заставляет ни задуматься, ни заглянуть в словарь, ни обратиться с вопросами к старшим.
Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому учителю необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить. Можно предлагать обучающимся задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на уроках текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, савторским пониманием, а также с пониманием слова и другими авторами. Основным для работы с ключевым понятием при этом является изучаемый текст (научный или художественный).
Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Первый и последний абзац содержать основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?
Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Нужно научиться видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания. Еще один шаг к поиску важных предложений – это слова, из которых они состоят.
Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Одним из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторении авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания:
· Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора?
· Можете ли привести пример по теме высказывания?
· Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.
· Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.
· Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;
· Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;
· Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).
После чтения текста можно предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу:
Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.
Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным». При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При попытке осознать структуру книги можно сделать несколько пробных набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для выделения основных мыслей можно использовать всевозможные схемы и диаграммы (Рис.1). Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте и пр.
Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.
Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других книг. Чтобы понять автора, очень важно читать книги о самом авторе: биографию, критику, комментарии, справочники, первоисточники. Особенно это касается художественной и исторической литературы. Критическое (оценочное) отношение у читателя вырабатывается при сопоставлении двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанные с разных точек зрения. Задания на обоснование точки зрения помогут глубоко вникнуть в смысл высказываний авторов, выработать собственную позицию. В отличие от науки история и литература допускают существование двух или более книг об одних и тех же событиях, концепции которых могут резко противоречить друг другу, но при этом будут одинаково убедительны и правдоподобны.
Чтение художественной литературы имеет ряд специфических правил. Давайте еще раз остановимся на различии научной и художественной литературы. Наиболее очевидное различие касается целей. Основная цель научных книг - обучать читателей, предназначение художественных - дарить наслаждение, создавать настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить. Кроме того, при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, а при художественной - воображение. Читая текст, мы видим сообщение, тогда как на самом деле автор создает целостную и многогранную эмоцию. В этом и состоит волшебство художественного слова. Разность целей порождает разность языка. Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых символов, чтобы достичь богатства и силы образов. Он видит в метафорах «строительный материал», а ученый ценит в словах точность выражений, обеспечивающую ясность и однозначность понимания. В художественной литературе много скрытого смысла, того, что остается «между строк». Причем этот смысл более обширен, чем значение всех слов текста в отдельности. А отсюда особенности чтения художественного произведения: в них зачастую трудно выделить главную мысль, найти термины, утверждения и аргументы, они не подчиняются критериям правдивости и последовательности. Кроме того, трудно вывести общие правила чтения художественной литературы. Каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создает свой уникальный мир своими уникальными средствами. Несмотря на это и в чтении художественной литературы можно выделить некоторые общие способы, которым должен владеть читатель: