Отмечена корреляция в степени развития некоторых из компонентов интенсивности отношения к природе и организму. Высокий уровень корреляции наблюдается по перцептивно-аффективному компоненту (r колеблется от 0,93–0,85 до 0,55). По когнитивному компоненту, напротив, получен очень низкий и даже отрицательный коэффициент корреляции: от –0,13 до +0,011. В практическом компоненте может встречаться незначительная корреляция (r в разных группах колеблется от –0,45 до +0,11). Вероятно, это объясняется тем, что человек, нацеленный на жизнедеятельность и удовлетворение потребностей своего организма, эгоистичен и инфантилен, он рассматривает природу только в качестве источника конкретных благ. Появление незначительной корреляции в показателях поступочного компонента интенсивности отношений природа/организм (r колеблется от +0,68 до +0,23) может быть связано с пониманием факта зависимости жизнедеятельности организма от условий среды обитания. Прямая зависимость между степенью развития компонентов в отношениях к природе и к организму выявлена только для перцептивно-аффективного компонента. Таким образом, структура отношения к организму в целом соответствует структуре отношения к природе. Выраженность компонентов в группе подростков достоверно отличается от уровня взрослых студентов с большой долей вероятности (при t-тесте P < 0,01). Между тем в степени сформированности компонентов отношения к природе в некоторых учебных группах эта разница недостоверна.
Можно сделать вывод, что отношение к организму слабокогерентное, эмоциональное, с ориентацией на вкусное неполезное питание и небольшую физическую нагрузку. Поэтому формирование отношения к организму может основываться на тех же принципах, что и формирование отношения к природе. Для развития и коррекции этих отношений студентов и повышения их личной заинтересованности соответствующие темы включались в каждую читаемую дисциплину («Экология», «Возрастная анатомия и физиология», «Естествознание» и др.), были предложены курсы по выбору: «Организм и среда обитания», «Экологические основы культуры питания», «Экологические основы наследственных заболеваний». Проводились КВН, круглый стол, олимпиада, викторина, внеурочные мероприятия. Студентам предлагались исследовательские проекты по изучению качества их питания, экологического качества жилища и?университета, по оценке антропометрических показателей первокурсников, двигательной активности, наличия вредных привычек, семейных заболеваний и пр. На практических занятиях часть тем была нацелена на укрепление стремления вести здоровый образ жизни, в частности соблюдать диету, режим дня. Регулярно проводились физкультминутки, была организована просветительская работа по предотвращению наркомании, табакокурения и алкоголизма. Особого внимания требовали первокурсники, отличающиеся низким уровнем развития отношения к своему организму или природе, декларативностью, социальной пассивностью или наличием вредных привычек. В результате уровень отношения повысился у первокурсников в среднем на 1,5 балла, в отдельных группах — от 1,05 до 2,5 баллов. В контрольной группе бакалавров 4-го курса, где подобная работа не проводилась, с небольшим преимуществом по-прежнему преобладал перцептивно-аффективный компонент, достигая 55,48?±?4,8 стандартных Т-баллов. Когнитивный компонент находился с ним почти на одном уровне.
Разумеется, студенты приходят в университет уже со сформировавшимся отношением к своему организму. Поэтому только совместные усилия всего профессорско-преподавательского состава, сосредоточенные на коррекции отношения учащихся к?своему организму и к природе, на совершенствовании образовательного процесса, позволяют достичь благоприятных результатов.
Список литературы
1. Глотова Г . А ., Неуймина И . В ., Андрущенко О . С . Дифференциальная психосемантика представлений студентов о социльно-психологической адаптации // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2007. № 50. С. 234–241.
2. Дерябо С . Д . Феномен субъектного восприятия природных объектов [Электронный ресурс] // Вопр. психологии. 2002. № 1. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10203.php
3. Дерябо С . Д ., Ясвин В . А . Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996. С. 240–249.
4. Зверев И . Д ., Суравегина И . Т . Экологическое образование школьников. М., 1983.
5. Зерщикова Т . А . Изучение динамики интенсивности отношения к природе студентов-первокурсников // Преподаватель высшей школы в XXI веке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. проф. Т. Е. Исаева. Ростов н/Д, 2007. Сб. 5, ч. 1. С. 347–358.
6. Зерщикова Т . А ., Кузнецов А . Ф . Формирование экологического сознания студентов-заочников, работающих воспитателями детских садов // Фундаментальные исследования. 2005. № 8. С. 77–80.
7. Коновалова И . О . Размышления психолога биостанции «Экосистема» о психологии экологического сознания [Электронный ресурс]. URL: http://ecosystema.ru/01welcome/articles/konovalova.htm
8. Лазурский А . Ф . Избранные труды по психологии. М., 1997.
9. Левченко Е . В ., Лазурский А . Ф . Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001.
10. Ломов Б . Ф . Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
11. Мясищев В . Н . Психология отношений. Москва ; Воронеж, 1995.
12. Панов В . И . Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004.
13. Пашин А . А . Исследование отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Вестн. спортивной науки. 2008. № 3. С. 49–51.
14. Ясвин В . А . Практикум по психологической диагностике экологического сознания?: прил. к программе доп. проф. образования «Основы формирования экологической культуры населения». М., 2003.
15. Ясвин В . А . Психология отношения к природе. М., 2000.
16. Ясвин В . А . Субъективное отношение к школе. Методика психологической диагностики и анализ эмпирических данных [Электронный ресурс] // Школьный психолог. Методическая копилка. 2009. № 12 (442). URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?id= 200902402