Изучением значения звука в составе слова занимается лингвистика . Исходя из этой науки, звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке. Рассматриваемые в этом аспекте звуки получают название фонем, которые в каждом языке образуют свою систему. Фонема (греч. phonema — звук), как единица звукового строя языка, служит для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них — для опознавания и различения слов. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.
В целом язык и речь образуют единый феномен. Однако между ними есть некоторые различия. Так, язык представляет собой совокупность средств общения и правил, по которым употребляются эти средства. Речь — это реальное функционирование языка, использование имеющихся языковых средств и правил общения.
Отметим следующие функции речи: коммуникативная, осуществляющая связь людей в обществе, обмен информацией; когнитивная — познавательная; фатическая — контактоустанавливающая; эмоционально-экспрессивная, передающая субъективно-психологическое отношение автора к речи и ее содержанию; конотативная — усвоение информации адресатом, носит сопереживающий характер; кумулятивная — хранение и передача знаний о действительности, передача культуры, традиций; апеллятивная — призыв, побуждение к действиям; метаязыковая — истолкование языковых факторов; эстетическая — обращение внимание на языковую фактуру и красоту языка говорящего.
Речь как важный компонент аудиальной культуры личности служит средством общения людей и воздействия на их психику. Возможность этого вытекает из физически и биологически обусловленной связи звукопроявлений человека (как и многих других живых существ) с его психической жизнью и из активности звука как раздражителя и сигнала к действию.
Внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру выражаются с помощью интонации (лат. intonation — громко произношу), которая включает мелодику, интенсивность, длительность, темп речи и тембр произнесения. Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Вместе с другими средствами выразительности интонация способна не только передать смысл речи, но и диагностировать внутреннее состояние человека.
Проблему звукового восприятия и интерпретации звука разных цивилизаций, стран и народностей изучает такая наука, как искусствознание (музыковедение). Традиционно выделяют и сопоставляют между собой две культурные цивилизации — восточную и западную модель «слушания» и «слышания» мира.
В области культурологии развивается новое направление, связанное с феноменом аудиальной культурой, — сонология, в основе которой лежит комплексное, всестороннее изучение звука как физического и психического феномена, а также как явления культуры и искусства [12]. Комплексный подход к феномену звука позволяет исследовать его свойства как моделирующего механизма, отражающего многообразные процессы, происходящие в эволюции природы, развитии человеческих обществ, акцентировать внимание на ценности звука для жизни человека.
Научное определение понятия «аудиальная культура» требует конкретизации ее функций.
Важными функциями аудиальной культуры, на наш взгляд, являются следующие: адаптационная, коммуникативная, знаково-семиотическая, информационно-когнитивная, функция исторической преемственности и трансляции социального опыта, аксиологическая, миромоделирующая, человекотворческая.
Аудиальная культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде (лат. adaptatio — прилаживание, приспособление). Человек научился приспосабливать среду к себе, изменяя ее в соответствии со своими потребностями. Чтобы выжить, он создает вокруг себя искусственную культурную среду, дающую ему ту защиту, которой не снабдила природа. В качестве примера можно привести появление чутких приборов, улавливающих звуки различных частот, звуковоспроизводящей аппаратуры, музыкальных инструментов, музыкального искусства и т. д. Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт.
Говоря об адаптационной функции аудиальной культуры, хочется отметить, что звуки способны воздействовать на человека, его состояние и поведение.
А. Н. Бернштейн, С. П. Боткин, Л. С. Брусиловский, Л. А. Китаев-Смык, А. Н. Леонтьев, В. П. Морозов, И. П. Павлов, Ж. Порт, И. М. Сеченов, Р. Тейлор, Б. М. Теплов и другие в своих исследованиях пишут о том, что звуковые сигналы могут вызывать стресс, усталость, раздражительность, неадекватность поведения, могут оказывать разрушающее воздействие на слуховую систему, могут привести к снижению работоспособности, несчастным случаям, патологическим реакциям в организме: повышению температуры, расширению кровеносных сосудов, головным болям и т. п.
Звуки могут оказывать и положительное воздействие на человека (Ю. Брюкнер, Ю. П. Жиляева, Е. П. Лисицын, З. Матейнова, С. Машура, И. Медеракс, Ю. А. Мерзляков, Е. И. Рогов, К. Ульбрих, М. И. Чистякова, К. Швабе, А. Юргутите). Так, звуки природы лечат стресс, улучшают настроение и нормализуют обменные процессы в организме.
Звуки музыки также используются в качестве фактора психологической поддержки с целью создания оптимальных условий для различных видов лечения, в том числе психотерапевтического [17, 18]. Ученые-медики (И. М. Догель, И. Р. Тарханов) утверждают, что музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление (чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений; более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самоисцеляться). Музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела, оказывает тонкое, но сильное влияние на температуру нашего тела и, следовательно, на способность адаптироваться к изменениям температуры, теплу и холоду. Музыка может улучшать память и обучаемость.
Поэзия, которая имеет много родственного с музыкой, по мнению ученых, также может усиливать сердцебиение, расширять объем легких и напитывать энергией органы человека.
Аудиальная культура формирует условия и средства человеческого общения, т. е. выполняет коммуникативную функцию. К звукам коммуникативной направленности ученые (А. М. Кондратов, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, Б. В. Якушин и др.) относят речь, музыку, неречевые звуки. Так, у некоторых народов существует язык барабанов, свиста или шепота. Основная задача этих языков — служить средством передачи «последних известий».
Аудиальная культура, как и общая культура, есть условие и результат общения людей. Только благодаря освоению культуры (в частности, музыкальной или речевой) между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им и средства общения — знаковые системы, языки (условие). Благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научаются пользоваться знаковыми системами, фиксировать (опредмечивать) в них свои мысли и усваивать (распредмечивать) зафиксированные в них мысли других людей (результат).
Говоря о речи как средстве общения, ученые выделяют несколько типов коммуникации: познавательная, главная цель которой передать необходимую информацию, прокомментировать сведения; убеждающая — вызвать у партнера по общению определенные чувства, сформировать ценностные ориентации и установки, убедить в правомерности стратегий взаимодействия; экспрессивная, важной задачей которой является сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию; суггетивная — оказать внушающее воздействие на собеседника для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения; ритуальная, главная цель — закрепить и поддерживать конвенциальные отношения и др.
Музыка, как и речь, продуцирует конкретные способы коммуникации, которые возникают в процессе обмена информацией между людьми, обеспечивая взаимодействие между субъектами. Коммуникативность музыки вытекает из ее универсальной природы, специфики ее выразительных средств. Музыка с ее высотной, ладовой, метрической организацией воздействует на психику человека. Причем восприятие музыки, подобно языку, может происходить как на сознательном, так и подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия [19].
Близкими к коммуникативной функции аудиальной культуры являются знаково-семиотическая и когнитивно-информационная функции.
Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры .
Знаки и символы играли важную роль уже в архаичных культурах. Так, археологические данные, этнографические наблюдения, в частности фонорасшифровки многих напевов ведда, свидетельствуют о том, что древние люди с помощью магических ритуалов пытались «умилостивить» зверя и путем волшебства заставить дичь угодить в руки охотника. Для этого в магическом танце имитировались движения и повадки животных, использовались звукоподражательные крики, возгласы и слоги, а также примитивные инструменты (звуковые агрегаты) [7, 42–44 ]. В древности, например, было распространено поверье, что продолжительной игрой на ударных инструментах можно вызвать дождь. У ряда африканских народов и народов Юго-Восточной Азии считалось, что зерно под воздействием данного типа звучания — низкого и максимально громкого — «пробуждается» и лучше подготавливается к севу.