Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы — разговорные языки. Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Эта система базируется на психофизиологических возможностях, заложенных в биологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха и т. д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, которые пополняют словарный запас языка — лексику. Вместе с тем уходят из употребления или изменяют значение и стилевую окраску слова, связанные с прошлыми условиями жизни. Несмотря на подвижность, лексическое «ядро» языка сохраняется веками. Таким образом, язык в своей основе остается одним и тем же в течение столетий, и это является основой взаимопонимания поколений.
Аудиальная культура выполняет когнитивно-информационную функцию. Звуковые сигналы в виде щелчков, гудения, дребезжания и т. д., присущие определенным предметам, механизмам, устройствам, могут быть проявлением процессов, происходящих в них, а значит, несут информацию (В. П. Морозов, А. В. Никонов и др.).
Обращение исследователей А. П. Мерриема, К. Р. Вахсмана, Б. Нетла, Р. Нидема, Д. Штокман, М. Шнейдера, Б. Лауэргрена, Д. Мазонович и других к истокам звуковой практики человечества и попытка реконструкции первичной звуковой ориентации человека в окружающем мире позволили сделать вывод, что уже в Древнем мире любой звук был семантичным, он нес информацию о намерениях объекта по отношению к человеку: грохотанье грома, журчание ручья, хруст ветки в темноте, звуки горного камнепада — все взывало к ответной реакции, побуждало к ответному действию, на которое человека настраивала его непосредственная эмоциональная реакция (реакция на звуковую информацию). Эти фундаментальные качества слухового восприятия, отмечаемые многими авторами, лежат в основе древнейших речевых и музыкальных сигналов, из которых впоследствии возникли речь и музыкальное искусство. Ученые предполагают, что появление членораздельности в музыке и начатков звуковой словесной речи — разные стороны единого процесса, хотя и разновременно и по-разному проявляющиеся.
Говоря об когнитивно-информационных свойствах аудиальной культуры, следует отметить, что благодаря звукам человек получает информацию о содержании сообщения, сведения об его источнике. В речи, например, эти сведения заключены в тембре, интонации голоса. Через интонацию можно составить представление о личности человека, его состоянии, характере, темпераменте, возрасте и других качествах. Характеристики голоса используют при диагностировании.
Когнитивно-информационную функцию выполняют не только отдельные звуки или речь, но и такой компонент аудиальной культуры, как музыка (А. Г. Антоненко, Л. С. Выготский, А. В. Гулыга, М. В. Нечкина, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Р. П. Шульга и др). Музыка, как и другие виды искусства, способна вбирать и отражать все явления человеческой жизни: «Являясь выражением мысли композитора, интонация способна выражать в себе мировоззрение, мироотношение, мироощущение, миропонимание, мирослышание не только одного конкретного человека, но и всей эпохи» [2, 47 ].
Аудиальная культура по своей природе ценностна, что позволяет выделить аксиологическую функцию.
Аксиологическую функцию аудиальной культуры легче рассмотреть на примере музыкальной культуры разных эпох и разных культурных традиций.
Так, музыкальная культура в эпоху барокко, ввиду господствования религиозной традиции, отличалась красотой и величием. Музыка того времени порождала у слушателей чувство торжественной радости и просветления.
Картина мира в культуре Нового времени во многом базировалась на протестантском мировоззрении, что нашло свое отражение в классицизме и его эстетических ценностях. Музыкальная классика, представленная крупнейшей венской композиторской школой, явилась характерным примером и выразителем мировоззрения европейского Просвещения, с его оптимизмом, верой в добро и разум. Так, музыкальные произведения И. Гайдна и В. А. Моцарта отличаются позитивностью, в большинстве своем они мажорны, в них преобладают средние и быстрые темпы. Это привело к стандартизации музыкального языка, упорядочиванию нотных записей и появлению партитуры. Партитура стала сродни научному тексту. Она позволяла записывать и неоднократно воспроизводить сложное многоголосое произведение, давало наглядное представление о взаимодействии всех элементов музыкальных созвучий, структурных компонентов и смысловых акцентов, задуманных композитором.
Близкой к когнитивно-информационной и аксиологической функциям аудиальной культуры можно отнести миромоделирующую функцию. По мнению Лейбница, музыка есть «подражание той универсальной гармонии, которую Бог вложил в мир» [3, 40 ].
Значение звуков в античные времена было тесно связано с мифологическим представлением о гармонии сфер. Музыка считалась частью проекции мира, самой душой мира . В понятие «мир» античные философы включали, во-первых, всеобъемлющий порядок, во-вторых, отношение к этому порядку — точку зрения, в которой содержалась оценка. Ученые того времени объединяли предметы в границах своего мышления и показывали их взаимосвязь сообразно единому принципу, закону. Таким всеобъемлющим законом, соответственно которому предметы подчинялись «организованному разуму», выступало «сочетание противоположностей, великий Ритм» [6, 18 ]. Музыка представлялась воплощением ритма Вселенной и гармонии. Пифагорейцы, в частности, говорили, что «музыка есть гармоническое соединение противоположностей, приведенное к единству многого и согласию разногласного», ибо «гармония вообще возникает из противоположностей» [1, 133 ].
Говоря о миромоделирующей функции аудиальной культуры, следует отметить, что в таких древних цивилизациях, как Индия и Китай, большое значение в устройстве мира придавалось звукам.
По древнекитайским представлениям, музыкой проникнуто все мироздание [4]. Согласно сочинению «Люйши чуньцю» («Вёсны и осени господина Люя»), музыка присутствовала в космосе с самого момента его зарождения. Суть музыки — в слаженности звуков, которая отвечает устройству мироздания. Поэтому исследуя музыку, можно познать законы бытия.
В основе звуковосприятия индийской цивилизации на протяжении всей ее истории находится некий идеальный, абстрактный звук — как высшее мировое начало, породившее Вселенную и наш мир. Согласно трактату «Брхаддеши» Матанги, «звук есть высшее лоно, звук — причина всего» [4, 154 ]. При общении микромира человека с макромиром Вселенной не имеет значения, делается это посредством голоса человека или голоса музыкального инструмента: важно, что это общение осуществляется по каналу звука.
Неортодоксальный ислам считал, что звуки играют важную роль в процессе мироздания. По мнению И. Х. Хазрата, музыка выступает не как удвоение мира или отражение его, а как сам мир, представленный в разного рода вибрациях и тональных соотношениях [20].
С учетом фактора времени важнейшая функция аудиальной культуры, как и культуры в целом, — историческая преемственность, передача (трансляция) социального опыта.
Культура сохраняет социальный опыт поколений в словах и понятиях, символах, формулах, в языке музыки. Так, говоря об исторической преемственности в области музыки, Л. А. Закс отмечал: «Музыкальная культура прошлого и современности, аккумулируя и накапливая музыкальный опыт, обеспечивает воспроизводство и развитие самой музыкальной специфики, ее содержательных и выразительно-коммуникативных резервов (возможностей)... Это и отношения к традициям непосредственных предшественников и современников, и к традициям, уходящим в глубь веков» [8, 38–41 ]. С помощью художественных образов субъект ощущает связь с современниками, с прошлым своего народа и всего человечества. Следовательно, музыка и музыкальная культура, являясь памятью общества, кладовой накопленного человечеством опыта, создавая вечные художественные ценности, осуществляют непрерывную связь поколений.
К трансляции социального опыта человечества относятся образование и воспитание, которые обеспечивают процесс культурной преемственности и исторического прогресса человечества.
Интегрирующей функцией аудиальной культуры является человекотворческая. Звуковое творчество, как результат эмоционально-душевного состояния человека, проявляется через интонацию, движение мелодии, ритма, гармонии. Человек — единственное существо, способное к непрестанному новаторству. Деятельность человека разнообразна. Она может выражаться в творчестве композитора, исполнителя, слушателя. Многолики и продукты человеческой деятельности.
Итак, аудиальная культура представляет собой сложное, многогранное явление. В широком смысле аудиальную культуру можно представить как совокупность материальных и духовных ценностей, связанных с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой информации. В узком смысле аудиальная культура — интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Из трех компонентов звуковой информации, лежащей в основе аудиальной культуры личности, — звук, речь, музыка — наиболее значимым является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира, постижения окружающей звуковой среды, важной составляющей которой является музыкальное искусство.