Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собственные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целей, ощущение контролируемости происходящих событий, ненапрасности потраченных усилий. Ощущение благополучия многими исследователями связывается с тремя основными жизненными «опорами», к числу которых относятся семья, ближайшее окружение вне семьи. Способность человека совладать с тяжелыми испытаниями и трудностями во многом зависит от прочности указанных «опор». С.Л. Рубинштейн отмечал, что «существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек 140 весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом... Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее» [10. С. 382]. Л.С. Выготский подчеркивал, что через переживание происходит связь человека с окружающим миром. Переживая, человек усваивает, переводит во внутрь себя, интериоризует окружающий мир и изменяет себя относительно усвоенного. В этом выражается регулятивная функция переживания, которая осуществляется благодаря его рефлексивности. А именно, «переживая, субъект усваивает или отвергает, изменяет или перестраивает что-то данное извне, но уже в своем внутреннем мире, т.е. осуществляет дифференциацию и интеграцию, простраивание границ своего внутреннего мира» [11. С. 163].
По мнению О.С. Глозмана, «здоровье – стойкий жизненный процесс... результат взаимодействия организма и среды или филогенетически обусловленная жизнестойкость». Философы считают, что жизнестойкость человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой – работа по определению смысла жизни. Как писал Ф. Ницше, тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое «как». Таким образом, жизнестойкость связывается со смыслом жизни человека. Это сочетание устойчивости системы и ее адаптивности, ее самоидентичности и соответствия, полезности, пригодности; оптимальности и неоптимальности [12. С. 92]. Жизнестойкость человека может выступать в качестве важного личностного ресурса, способствующего преодолению трудностей и достижению высокого уровня физического и психического здоровья, оно, в частности, сочетается с некоторыми не менее важными его индивидуальными особенностями, придающими ему устойчивость и ориентирующими на значимые цели. Человек с высокой жизнестойкостью стремится руководствоваться в своей жизни неким идеальным образом мира, что позволяет ему абстрагироваться от мелочей жизни и сформулировать четкие цели своей будущей жизни, направляющие его активность, не только невзирая на возникающие трудности, но и креативно находя в них новые ресурсы для продвижения к желаемому будущему [13. С. 24].
Из личностных особенностей главными для преодоления кризисных ситуаций являются стойкость, оптимизм и уверенность в своих силах. Жизнестойкость в большой степени связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться. По мнению С. Мадди и других психологов, жизнестойкость является результатом социализации человека, и ее уровень может меняться в любом возрасте, а также под влиянием специального тренинга [14. С. 14]. М. Перре и У. Бауманн называют это свойство термином «выносливость» как протективный личностный признак, включающий комплексную систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которые поддерживают человека в его взаимодействиях с трудностями. В работах Л.А. Александровой термин «жизнестойкость» рассматривается как устойчивость личности в трудных жизненных ситуациях [15. С. 268]. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей [16. С. 12]. Основная мысль заключается в том, что нужно воспринимать изменения как вызов, а не как угрозу. Это помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова и испытания. Л.А. Александрова с соавторами выявили, что у инвалидов многие показатели (удовлетворенность, осмысленность жизни, жизнестойкость) связаны между собой через ключевую характеристику «витальность». Витальность как жизненная энергия, как мужество становится для инвалида важнейшей категорией самоорганизации. Именно волевое принятие брошенного жизнью вызова позволяет человеку с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, ценить ее, бороться, находить новые смыслы. Ученые предполагают, что при неблагоприятных жизненных ситуациях система построения связей между личностными характеристиками человека с ограниченными возможностями здоровья менее динамична и адаптивна. Главной составляющей этой системы, на взгляд ученых, выступает витальность. Именно за счет ее ресурса инвалидами осуществляется саморегуляция, именно витальность мобилизует остальные структуры личностного потенциала. Вторым важным моментом является крайняя необходимость социальной поддержки для инвалида. Помощь близких выступает в тандеме с витальностью, компенсируя дефицит жизненной энергии и мужества. Результаты свидетельствуют о том, что семья инвалидов, их близкое окружение значительно влияют на их психологическое благополучие и качество жизни [15. С. 272].
Для успешной реализации личности в жизни и ее деятельности важным является наличие способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми: таких, как способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.
Жан Пиаже в своих работах подчеркивал мысль о том, что интеллект является механизмом глобальной адаптации человека к изменениям в среде, поскольку он основан на универсальных словесно-логических операциях. Связь между интеллектом и способностью к преодолению жизненных трудностей сложно понять, если рассматривать только предметный интеллект. Но наряду с ним существуют социальный интеллект, который дает человеку возможность быть компетентным в сфере межличностных отношений, и эмоциональный интеллект, позволяющий осуществлять регуляцию своей эмоциональной сферы, а также опознавать эмоциональное состояние окружающих. Именно эти способности оказываются наиболее востребованными в ситуации переосмысления жизни [17. С. 381]. Р. Бар-Оном видит в эмоциональном интеллекте 141 все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптироваться к окружающей среде, к обстоятельствам жизни [18. С. 58].
Психологические качества человека тоже часто рассматриваются как ресурсы, позволяющие более эффективно действовать и добиваться успеха, преодолевать стрессы и справляться с жизненными трудностями. Так, среди познавательных (когнитивных) ресурсов чаще всего рассматривается интеллект как общая адаптивная способность человека. В частности, уровень интеллекта как психологического ресурса в некоторой степени положительно коррелирует со счастьем.
В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие «социальный интеллект»: как способность уживаться с другими людьми, как способность иметь дело с окружающими, знания о людях, способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого, способность критически и правильно оценивать чувства, настроения и мотивацию поступков других людей. Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию.
Ж. Пиаже подчеркивал, что суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное значение – взаимодействие человека со средой. По мнению Г. Оллпорта, социальный интеллект «обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление». С другой стороны, в работах И.М. Бобневой подчеркивается, что социальный интеллект может быть не связан с общим интеллектом и представляет собой самостоятельную важную способность, развивающуюся в ходе социализации. В исследованиях Р. Фейерштейна интеллект – динамический процесс взаимодействия человека с миром. Если ребенок, по мнению ученого, развивается в благоприятных семейных и социокультурных условиях, то такой опыт у него накапливается естественным путем, в результате чего ребенок относительно эффективно адаптируется к среде. Если же ребенок отягощен физическим дефектом, развивается в условиях неполной семьи, то необходимый опыт у него не сформирован. Р. Стернберг по поводу проявлений интеллекта в реальном поведении в реальной среде отмечает, что интеллект – это умственное управление своей жизнью конструктивным, целенаправленным способом: адаптация к окружающей среде, выбор среды, совместимый с индивидом, и формирование окружающей среды.