Смекни!
smekni.com

Знакомство с собой: кто «Я»? (стр. 2 из 2)

Так, через вплетение положительных сторон в образы отрицательных персонажей (что делает их, а в их лице зло, привлекательными) создаётся образ «современного человека». Как тут разобраться подростку, а порой и взрослому, с этой особенностью нашего времени — постепенным размыванием границ между добром и злом? Без «царя в голове» тут не разобраться. Желательно не смотреть такую продукцию, а если уж никак нельзя обойтись — то хотя бы обсуждать с детьми просмотренное или прочитанное, условием чего, конечно, является духовная связь с детьми и наличие авторитета взрослых.

Уберечь от того, что приходит извне, можно, только противопоставив другую красоту и привлекательность, воспитав ориентиры и умение разбираться в этом.

Источник силы

Вторым условием адекватного самопознания является поддержка положительного образа «Я» у ребёнка.

Для ребёнка очень важен положительный образ себя. Он даёт силы, поддерживает, создаёт положительное отношение к себе. Положительный образ себя создаётся родителями уже с младенчества: через признание значимости и ценности малыша, через одобрение и поддержку его положительных намерений, через приобщение к источникам положительных образов.

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание атмосферы заботы и внимания, предоставление возможности проявлять инициативу и её поддержка способствуют формированию доверия к миру, чувства защищённости, активности. По мнению М. В. Осориной, ребёнок через образы материнского фольклора (колыбельных песен, потешек, сказок) воспринимает основные жизненные смыслы, ценности и систему координат в мире. Колыбельная даёт ребёнку простейшую схему мира, в который он входит. Кроме того, мать через колыбельную обращается к ребёнку как к особому значимому существу, имеющему свою ценность в мире. Уверенность в своей желанности помогает утвердить: «Я — хороший, мама — самая лучшая, дом — самый родной». Интуитивная уверенность в том, что жить хорошо, его не бросят, ему помогут, даёт чувство защищённости, без которого дальнейшее развитие может быть искажено. Фольклорные образы необыкновенно ёмкие, так как вмещают в себя огромный душевный опыт многих поколений людей. Тем, кто воспитывает маленьких детей, следует уделять особое внимание текстам, в которых сокрыт мировоззренческий смысл, запечатлевающийся ребёнком.

В некоторых детских садах целенаправленное создание такого образа происходит в неадекватной форме. Например, когда детей учат суггестивному самовнушению в виде выкриков «Я — самый лучший! Я — самый лучший!». Такое создание положительного образа себя основано не на любви, а на внушении, что не одно и то же. Создание адекватного положительного образа себя, формирующегося с младенчества, идёт через признание значимости ребёнка и любви к нему, а не через истерические выкрики, которые создадут не положительный образ себя, а притязания на него. Тем более что создание положительного образа «Я» вовсе не исключает порицания негативных проявлений. Адекватная оценка поведения ребёнка на фоне положительного к нему отношения — условие правильно воспринятого положительного образа «Я».

Создание положительного образа «Я» — необходимая точка опоры в стремлении ребёнка стать лучше. С. Г. Якобсон изучала влияние образа «Я»-положительного на поведение дошкольников. Исследовались различные способы преодоления страха при прохождении трёх гимнастических скамеек. Были выбраны три метода помощи детям в преодолении страха: одобрение, образец поведения и формирование образа «Я»-положительного. Наилучший эффект в преодолении страха получили в третьей серии эксперимента, где формировался положительный образ «Я». Конечно, нельзя умалять образец поведения и одобрение как воспитательные методы, тем более что исследование проводилось при достаточно узких условиях. Но о том, что роль поддержки в создании положительного представления о себе велика, свидетельствуют как педагогический опыт, так и подобные исследования.