Коган И. М.
Одной из примет нашего времени является потеря родительского авторитета. В чём причины этого? Что произошло с поколениями родителей, которые перестали быть авторитетом для своих детей? Почему взрослый перестал быть образцом, потерял уважение своих детей?
Причин много. Главная — дезориентация самих взрослых.
Дезориентированный взрослый — всё равно что не усвоивший истин ребёнок. Великое множество идеологий осложняет выбор человека, мечущегося в поисках истины.
Исходной посылкой в идеологической многоликости является постулат о том, что истина не может быть множественной, она одна. Даже часть истины не есть истина, как хвост слона не есть слон. Часть только тогда может претендовать на полное отражение целого, когда она воспроизводит все свойства целого.
Основные свойства истины — целостность и простота. Великое значение простоты в том, что она не может быть расщеплена на части. Это неразложимое целое. Плюрализм мнений, напротив, — это сложность с имманентно присущей способностью к распаду, разложению на части, что отрицает целостность и простоту.
Модная тенденция иметь своё мнение хороша тогда, когда это мнение не каким-то боком соотносится с истиной, а отражает все её стороны. В этом случае собственное мнение совпадает с абсолютными ценностями. И становится выражением не личной позиции, а всеобщей закономерности, имеющей форму абсолютного закона, не зависящего от субъективного, относительного, меняющегося характера плавающих представлений, претендующих на роль истины. Н. О. Лосский так говорил об абсолютных законах истины: «Такие законы являются условиями осмысленности мира. К их числу принадлежат, например, законы иерархии ценностей».
Важность усвоения категорий добра и зла особенно актуальна в мире, постепенно теряющем ориентиры правды. Последствия мировоззренческой дезориентации пронизывают все стороны человеческой жизни, не оставляя без внимания сферу воспитания. Отсюда следует, что отсутствие правильного понимания целей воспитания приводит к потере родительского авторитета.
КТО В ДОМЕ ГЛАВНЫЙ?
Четырёхлетняя малышка требует от мамы: «Хочу это… купи… а-а-а-а!» Мама в растерянности. 12-летний мальчик требует компьютер. Мама не знает, что делать. А маленькие тираны требуют настойчиво, с полной уверенностью в том, что только так и надо добиваться желаемого и что все желания непременно должны быть удовлетворены. Эта уверенность детей передаётся и мамам, которые, как и многие родители, искренне полагают, что жить нужно, ни в чём себе (а тем более детям) не отказывая, получая от жизни максимум удовольствия, и главная их родительская задача, чтобы ребёнку было хорошо. А иначе — зачем жить? Да он просто обязан требовать и добиваться. Ведь именно это является самым главным и необходимым в жизни. И кто с этим сейчас может поспорить? Вот и разводят руками современные родители, полагая, хотя и с некоторыми сомнениями, что их ребёнок в чём-то прав. Как быть? Задают вопросы смущающиеся родители, чувствуя и предполагая здоровой частью своей души, что здесь что-то не так, что они в какой-то ловушке, искусно выстроенной западне. И это предположение вполне правомерно.
Для того чтобы с полной ответственностью понимать, что происходит, родители должны сами разобраться в своём отношении к жизни, тогда они не будут «сочувствовать» неправильным желаниям детей и неадекватным способам их удовлетворения. А самое главное — родители должны понимать основную цель воспитания и последствия всего того, что может помешать её достижению.
ДУШЕВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ИЛИ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ?
К сожалению, многие родители не понимают или не хотят понимать смысла родительского долга. Отсюда многие беды. Сыт, здоров, что ещё? Конечно, забота о физическом благополучии важна. Но есть не менее важная забота о душевном благополучии. Что это значит? Значит ли это, что залогом душевного благополучия является удовлетворение всех или многих желаний? Как показывает опыт, нет. Напротив, человек, не умеющий воздерживаться от желаний, которые мешают нормальному развитию или даже вредят ему, находится в их власти и зависимости от них. Он не свободен. Противостоять потребительскому духу времени можно воспитанием самоограничения.
Душевным благополучием можно считать такое состояние души, которое соответствует требованиям совести. Недаром в русском языке существуют такие выражения: поступить по совести, жить в ладу со своей совестью, спать спокойно, мучает совесть, угрызения совести, стыдно, совестно и т. д. Жить по совести, может быть, нелегко, но радостно! Сдержался, не ударил товарища. Поделился конфетой. Помог маме, хоть и не хотел. Эта победа над собой приносит радость. В связи с этим всё, что способствует подобному пониманию душевного благополучия, нужно взращивать и подкреплять, помогая ребёнку справиться со своими дурными наклонностями или желаниями, которые могут помешать правильному развитию личности.
Если понимать основную задачу родителей в том, чтобы научить ребёнка бороться со своим злом, мешающим быть в ладу с собой, тогда на проблемы с приставками, компьютерами, джинсами и т. п. можно смотреть осмысленно, целостно, освободившись от сетей потребительского подхода к жизни, в которые попадаются многие не желающие видеть ничего, кроме удобств и удовольствий. Эти приоритеты закладываются в семье. Если в семье культ потребления, то можно ли ожидать другого от ребёнка? В такой семье хотя и признаются способы требования неадекватными, но с сочувствием относятся к желаниям ребёнка, оставляя за рамками внимания задачу родительского долга. А, как известно, свято место пусто не бывает, вот и становится маленький человек в роли управляющего родителями, и, соответственно, авторитет родительский, не будучи создан, теряется.
Культ потребления — эмфизема нашего времени. Центром внимания человека становятся товары, удовольствия, отдых и развлечения. Все устремления сосредоточены на этом. Господствующий очаг возбуждения, доминанта, поглощающая силу и энергию человека, претендует на главное место в его жизни, говорит человеку: «Отдайся удовольствиям, забудь о главном и спасительном — и ты успешно… погибнешь». Почему? Да потому, что в этой ловушке нет места ни совести, ни душе, ни духу. Здесь есть только собственные чувственные удовольствия, ложно принимаемые за душевное удовлетворение. Замкнутость на своем личном (чувственном) опыте порождает узость и ограниченность восприятия мира, ограждает от Бога.
Конечно, речь не идёт о полном отказе от потребления. Это же просто невозможно. Мы нуждаемся в отдыхе, жилье, пище и т. п. Но ставить это центром жизни — значит совершить промах, который именуется грехом (греч. amartia — «промах, непопадание в цель, ошибка, грех»).
ДЕТОЦЕНТРИЗМ
Ещё одной причиной потери родительского авторитета является детоцентризм. Известный психолог В. В. Абраменкова показала, что эгоцентрическая позиция детей обусловлена особенностями современной детоцентричной семьи. Она проследила развитие семьи в её особой динамике, связанной с отношением в семье к детям: от родительства (глава — муж) через супружество (во главе — супруги) к «ребячеству» (во главе семьи — дети). Автор говорит, что современная семья — «ребяческая». Характерный для современной семьи детоцентризм вызывает культивирование социального инфантилизма и потерю родительского авторитета, без которого родителям трудно быть образцом, а соответственно, и воспитателем своих детей.
Причины детоцентризма кроются в неправильном понимании родителями детской души и своей роли в душевном возрастании ребёнка. Священномученик Владимир в книге «О воспитании» говорит, что это заблуждение идёт от педагогики Руссо, который полагал, что ребёнок появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным. Поэтому стоит только предоставить дитя самому себе, и оно непременно останется цельным, неповреждённым. Зачем воспитывать? Нужно заботиться только о его физическом благополучии и, конечно, об образовании, и всё. К этому и сводится воспитание. Однако ежедневный опыт показывает ошибочность этих представлений. Уже у маленького ребёнка есть дурные качества и наклонности. Одни самолюбивы, упорны и капризны, другие склонны к лености и лжи, третьи — к изнеженности и чувственности, четвёртые — лакомки и воришки. Поэтому воспитание необходимо. «В ребёнке должно быть искореняемо всё дурное и насаждаемо всё доброе».
Свидетельством того, что сейчас появилась тенденция, связанная с потерей родительского авторитета, является идентификация детей не с родителями или положительными героями, а с отрицательными персонажами. Об этом часто говорят родители, которые удивляются, что ребёнка больше привлекает отрицательный сказочный персонаж. Зло становится привлекательным. Идёт смещение акцентов. Задача родителей — расставить правильные приоритеты. Для этого надо самому стоять на твёрдых позициях добра и не смущаться выбором ребёнка. И здесь без родительского авторитета не обойтись. Должна быть однозначная оценка поступков героев. Либерализация взглядов стирает грани, без которых ребёнку трудно разобраться, что хорошо, а что плохо.
Способность уважать личность ребёнка, верить в его доброе начало и апеллировать к нему и вместе с тем оценка негативных поступков детей (выраженная словами или без слов) с верой в возможность исправления составляют основу родительского авторитета — спасительного круга в море житейских плаваний, где будущему взрослому самому предстоит пройти назначенную ему дистанцию.