Смекни!
smekni.com

Четыре подхода к воспитанию (стр. 1 из 3)

Коган И. М.

Опыт призывает нас отказаться от утверждения, что родителями рождаются. Родителями не рождаются — ими становятся. И не просто становятся, а образовываются вследствие опыта воспитания собственных детей и самовоспитания в себе родителя. Сейчас это особенно актуально, так как главным на сегодняшний день институтом воспитания является семья. Школа — отчасти, Церковь — если семья входит в её состав. Учитывая огромный противовес со стороны дозволенных обществом соблазнов, родители, хотят они того или нет, вынуждены становиться «профессиональными» воспитателями. Если они, конечно, осознали важность и необходимость этого, а иначе — всё им трын-трава. Вот и настало время, когда родительский ликбез — условие выживания детей в современном мире.

Писать о воспитании в современное время — когда кажется, что мир перевернулся и в нём если и осталось место для правды, то небольшое, — трудно, но очень необходимо, иначе будущее наше, а это наши дети, сомнительно. Даже в наше смутное время Истина не исчезла, а продолжает быть, и это бытие никто и никогда отменить не может. А наша задача — приблизиться к ней, открыть её, знать о ней и попытаться жить и воспитывать детей согласно этим незыблемым законам, которые имеют непреходящий, абсолютный характер, невзирая ни на времена, ни на народы.

Говорить о воспитания невозможно, не определив цели воспитания. Определить цель воспитания — значит ответить на вопрос: «Зачем, собственно, воспитывать детей?» Вполне логично, что ответы на вопросы «Зачем воспитывать детей?», «В чём смысл воспитания?» могут быть найдены только в контексте цели и смысла человеческой жизни. Если мы правильно понимаем смысл жизни человека, то, соответственно, и цели воспитания поняты правильно, если же цель жизни понимается неверно, соответственно, неправильно понимаются и задачи воспитания.

Глядя на современных детей, подростков и юношей, можно утверждать, что существуют огромные проблемы, связанные с воспитанием. Размытость представлений о том, как воспитывать, кого, зачем, — примета нашего времени. Неопределённость целей воспитания является следствием неопределённости цели и смысла жизни, дезориентацией, неверным определением смыслового содержания жизни.

Где же следует искать смысловые аспекты жизни?

Вряд ли их можно найти во врéменном, преходящем. Местом и источником смысла можно считать то, что не исчезает во времени, что развивается, преобразуется, воспитывается. Этим сущностным феноменом жизни, её средоточием является личность — предмет изучения многих наук, в том числе и психологии.

До сих пор не существует однозначного и общепринятого определения личности, вследствие не столько сложности этого феномена, сколько его сакральности. Поэтому попытки определить личность оказываются столь разнообразными. Являясь феноменом не материальным, личность не поддаётся чувственному восприятию, хотя реальность личности очевидна и проявления её могут быть вполне доступны.

Что такое личность?

Что такое личность? Зачем существует личность? Почему личность, эта нематериальная субстанция, существует? Впрочем, метафизическая личность имеет свои вполне физические проявления: в поведении, поступках, свойствах характера. В отношении человека ко всему окружающему проглядываются особенности его личности, которые никогда до конца не могут быть раскрыты. Вполне материальные проявления нематериальной личности свидетельствуют о факте её существования. Поэтому неслучайно личность является предметом исследования разных областей знания.

Самый беспристрастный анализ приводит нас к тому, что сущность личности, в её психологическом понимании, проявляется только через отношение к другим людям. Посудите сами, какое бы мы ни взяли определение личности, каждое из них предполагает систему мотивации, ценностей, интересов, потребностей, характера. Все эти составляющие могут существовать и быть обнаружены только в контексте отношения к другому человеку.

Мысль о том, что условием существования личности является другой человек, о том, что личность познаётся и проходит становление только через других людей, пронизывает всю отечественную психологию и философию. Л. С. Выготский о личности писал: «Через других мы становимся самими собой».

Такое понимание личности не может лежать вне связи с моралью. Эта связь настолько очевидна, что игнорирование и исключение морального компонента неизбежно приводит к аморальной личности.

Попытки рассматривать личность вне контекста моральных отношений были предприняты в некоторых школах западной психологии, где отрыв личности от нравственности проступил особенно ярко. Эти широко известные западные направления не затрагивают духовного в человеке, а пытаются определить личность через саму себя, через собственную систему потребностей. «Самоутверждение всегда равносильно отвержению, отрицанию другого. И как только мы принимаем другого, мы уже не можем утверждать себя по-прежнему…» (Антоний Сурожский). Эти попытки рассматривать личность как нечто нейтральное, не имеющее своего вектора, определяющего её существование, просто отрицают личность саму по себе, так как игнорируют тот факт, что личность вне вертикальной плоскости смыслов и ценностей, вне нравственности — это личность, не исполненная смыслом.

Б. С. Братусь пишет: «Нормальное развитие — это такое развитие, которое ведёт человека к обретению им родовой человеческой сущности». Одним из условий и одновременно критериев этого является отношение к другому человеку. И ещё: «…Человек может быть вполне психически здоровым… и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности…) …Психически здоров, но личностно болен».

Общество эгоцентричных и эгоистичных людей — ущербное общество.

Как известно, отклонения личности и невротическое развитие тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека и являются причиной различных невротических и личностных расстройств. Б. С. Братусь, который занимался аномалиями личности, пишет: «Наши данные также показывают, что отклонения личности, невротическое развитие тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека».

Экспериментально разные типы личности исследовались на подростках в школе. Была разработана проблема направленности личности (что доминирует в личности). Если доминируют мотивы самоутверждения, благополучия, личного успеха в ущерб другим — это эгоистическая направленность. Если доминируют мотивы помощи другим, познания, творчества — это общественная (деловая) направленность. Оказалось, что подростки, у которых направленность эгоистическая, менее благополучны в своём психическом развитии. Они делают всё для себя, для своего успеха, своих достижений, а получается, что живут себе во вред. С такими подростками меньше дружат. Они хотят быть признанными, любимыми, но оказывается, что они меньше любимы. Возникает парадоксальная ситуация: чем больше человек стремится к самоутверждению, признанию, тем меньше он оказывается удовлетворённым.

Зачем существует личность?

Личность является предметом воспитания, именно в личности находится смысловой центр жизни, а соответственно, смысл и цели воспитания.

Если мы будем рассматривать личность вне морали, вне такой её иерархической структуры, при которой высшие мотивы доминируют над низшими, то придём к личности «нейтральной», к личности самой в себе, самой для себя, что имманентно отрицает личность, замыкает её в самой себе, а следовательно, не даёт ей транцендироваться, слиться с Тем, Кто составляет её основную сущность, без Кого само существование личности теряет смысл и делает его, существование, в известном смысле сомнительным.

Как связаны поиски сущности личности с выяснением целей воспитания? Напрямую. Воспитывается личность. Конечно, с учётом психологических, физиологических, биологических и возрастных особенностей. Воспитывать — значит способствовать правильному развитию личности.

Вглядываясь в современные попытки воспитания, обобщая этот опыт, а также различные воззрения на личность, можно обозначить четыре основных подхода к воспитанию, характерных для нашего времени. В основу такого обобщения положен следующий критерий: «В чём состоит цель воспитания при том или ином воспитательном подходе?» Идеологической базой, питающей эти подходы, являются различные представления о личности, которые сложились в науке. Конечно, трудно представить прямую связь между теориями личности и воспитанием. Но она существует в плоскости смысловых отношений, и не важно, кто кого породил, главное для нас — это понимание того, как и в каком воспитательном подходе отразился тот или иной взгляд на личность.

Подход 1. Стихийное воспитание

Цель воспитания отсутствует или размыта. Воспитательные меры ситуативны, определяются требованиями конкретной ситуации, настроением, часто непоследовательны, иногда противоречивы. Такой подход обусловлен размытыми представлениями о смысле жизни и, соответственно, о воспитании либо полным отсутствием каких-либо представлений об этом.

Подобный подход к воспитанию сродни безответственности, так как семья осталась почти единственным институтом воспитания. Роль семьи в воспитании всегда была ведущей. В условиях здорового общества, если семья не справлялась с этой функцией, сама общественная среда, её идеалы создавали благоприятные условия для воспитания. Что происходит сейчас в социальной ситуации, где растут ниши дети? Ответ на этот вопрос — первый шаг в осознании проблем, с которыми сталкиваются родители.

Молодой человек приходит в мир. Что видит он в нём? Хаотичность, неопределённость. Он начинает искать себя и своё место в этом мире, искать ценности, идеалы. Что найдёт он в современной среде, где культивируются ценности потребления? Эти поиски заканчиваются у всех по-разному: кто-то, кто ищет самоутверждения любой ценой, может попасть в экстремальную субкультуру типа эмо или гóтов, кто-то, кто ищет утешения и понимания, может попасть в секту любого толка, кто-то может уйти в игроманию, а кто-то в алкоголь или наркотики. Да не будет этого с нашими детьми! Так может быть в том случае, если в социальной среде молодой человек не встретил истинных идеалов или встретил нравственно искажённые. Где же искать идеал, ради которого стоит жить, отдавать ему свои силы и время? Этой первой и очень важной средой является семья с её ценностями, идеалами, воспитанием. Если воспитание происходит стихийно, то нет никакой гарантии, что молодой человек будет стремиться к усвоению лучших, а не худших образцов.