Смекни!
smekni.com

Развод — оборотная сторона брака (стр. 4 из 6)

Вероятность развода зависит также и от продолжительности функционирования брака.

Многие исследования подтверждают выявленную закономерность: половина разводов в нашей стране приходится на первые пятнадцать лет брака, из них наименее прочными являются браки, которые существуют первые пять лет. Американские социологи называют критическими датами в браке первый, седьмой, семнадцатый и двадцать седьмой годы — это так называемые «пики разводимости». В эти периоды совместной жизни частота разводов выше, чем в другие.

Внимание социологов и демографов привлекли причины разводов, знание и понимание которых позволяет выделить закономерности протекания процесса разводимости и определить направления работы социальных служб, задачей которых является укрепление семьи.

В отечественной науке выделяют демографические и социальные причины разводов. К демографическим относят бесплодие одного из супругов или нежелание иметь детей, желание вступить в новый брак, а также неудовлетворенность браком как таковым, не предполагающая возможности вступить в новый брак.

Бесплодие является одной из характеристик стерильности одного или обоих супругов и означает неспособность зрелого женского или мужского организма к воспроизведению потомства. Брак признается бесплодным, если более трех лет супружества либо не происходит зачатия, либо беременность женщины постоянно заканчивается самопроизвольным абортом или рождением мертвого ребенка. В настоящее время, как считают специалисты, в экономически развитых странах абсолютно бесплодны 10 — 15% брачных пар и примерно столько же в обществе относительно бесплодных супругов [10. С.194]. В России бесплодием страдает примерно каждая пятая брачная пара, причем женское и мужское бесплодие представлено почти в равных долях [20], хотя в течение длительного времени в общественном сознании устойчиво держалось мнение о том, что бесплодна в браке обычно женщина.

Нежелание одного из супругов иметь детей приводит к тому, что супруг, мечтающий о ребенке, может решиться на развод. В современной России примерно каждая седьмая семья является бездетной. Если ранее признавалось, что материнский инстинкт заставляет женщину стать матерью, то сегодня мы наблюдаем, как он «затухает» и в иерархии ценностей на личностном уровне дети уступают первое место образованию, карьере, материальному благополучию.

Развод с целью вступления в новый брак является результатом того, что не оправдались ожидания от первого брака. И когда реальный брак не совпадает с желаемым, то начинается поиск нового партнера (партнерши), чьи представления о браке отвечают требованиям обоих супругов. Но разочарования от первого брака могут быть настолько велики, что инициатор развода предпочитает оставшуюся жизнь провести в одиночестве. Мужское безбрачие — явление, о наличии которого говорили еще античные философы. Современное общество породило феномен женского безбрачия, причины и степень распространенности которого еще недостаточно изучены.

Нельзя отрицать социальных причин распада брака. Как показывают и социологические исследования, и практика судебных бракоразводных процессов, самой распространенной причиной разводов в нашей стране является пьянство одного из супругов. В Российской Федерации за последние 15 лет количество браков, распавшихся по этой причине, возросло с 40 до 55 %. Если двадцать лет назад заявление на развод обычно подавала жена, то сегодня уже никого не удивляет тот факт, что инициатором развода по причине пьянства жены может быть муж. Еще несколько лет назад в России на одну пьющую женщину приходилось двенадцать мужчин-алкоголиков, сегодня же их пять, т.е. число пьющих женщин практически удвоилось. Реальность такова, что алкоголизм не только разрушает семью, но и отрицательно влияет на здоровье детей. Для общества опасно и другое: наблюдения социологов показывают, что половина детей повторяют путь пьющих отца или матери. Под угрозой оказывается будущее нашей страны.

Причиной развода многие разводящиеся называют такую, как «прошла любовь». Еще Ж. Мелье подчеркивал, что мужчины и женщины должны обладать правом расторгнуть брак, «когда им станет в тягость совместная жизнь или когда новое влечение побудит их к заключению другого союза...» [17.С.132]. Часто развод происходит в том случае, если за любовь молодые приняли страсть, которая действительно быстро гаснет. Более серьезная ситуация складывается в браке, где нарушается духовный контакт супругов. Вполне естественно, что со временем пылкие чувства остывают, любовь переходит в иное качество. Это происходит примерно через четыре года супружеской жизни. Появляется чувство, что супруги уже только близкие родственники, живущие под одной крышей. Юношеской страсти уже нет, но остается что-то другое, что удерживает супругов вместе: общие интересы, ответственность за детей, чувство уверенности и т.п. Но это не значит, что любовь прошла совсем. У любви свои законы, и желательно, чтобы супруги их знали и не провоцировали друг друга на «испытания любви» — ревность, супружеская неверность и т.п. (ревность является причиной расторжения примерно 20% браков).

Примерно 15-20% браков расторгается по причине супружеской неверности. Даже в прежние времена прелюбодеяние было главным мотивом расторжения брака, причем иск мог предъявить лишь оскорбленный супруг. В течение последних 30 лет отношение к адюльтеру изменилось. Как показали специальные исследования, в России, США, Франции и Германии изменяют женам от 74 до 76% мужей. Половина мужчин, нарушивших верность жене, считают, что их отношение к супруге не изменилось; около трети полагают, что даже больше стали ценить свою жену; 67% мужчин жалеют о том, что изменили своей жене [6]. Пятая часть респондентов отмечает, что после измены окончательно разочаровалась в супруге. Интересно, что только четверть супругов никогда не прощает этого своим партнерам, но разводится по этой причине примерно пятая часть супружеских пар. Причем в обществе до сих пор по- разному относятся к мужской и женской неверности [9]. Мужская неверность не зависит от качества брака; мужья изменяют и хорошим, и плохим женам. В основе мужской неверности лежат объективные и субъективные причины, анализ которых дал Ш.Хайт, опросив 7000 мужчин. Его выводы: 1) мужчины изменяют потому, что все так делают; 2) мужчина не может примириться с тем, что в лице своей жены он должен любить мать своих детей, а мать для него — табу; 3) с помощью измены он защищают свою индивидуальность, рекламирует собственное «Я». И Ш. Хайт приходит к выводу, что большинство внебрачных связей позволяют сохранить семью, а супружеская измена укрепляет брак.

Биологически мужчина — охотник. Пресная семейная жизнь начинает его раздражать. Возникает интерес к приключениям вне семьи. Но ему интересно изменять, когда этого делать нельзя, когда это сопряжено с опасностью разоблачения, когда надо лгать жене, придумывать алиби и т.п. Это подогревает инстинкт. Общество не возражает против измен мужа, принимая его внебрачные связи как норму. Причиной мужской неверности может быть и «синдром старого халата» - понятие ввели сексологи, говоря про супругов, которые перестали следить за собой, своей внешностью после нескольких лет брака. Тогда и появляется любовница. Но и в этом случае мужчина редко сам решается на развод. Он терзается комплексом вины: ему бывает жаль бросать жену, дает знать себя чувство ответственности за детей, существует и страх перед будущим с молодой женой: как она себя поведет, когда он начнет стареть и т.п. Он старается спровоцировать жену на скандал, чтобы таким образом переложить на нее ответственность за разрыв. Но психологи отмечают, что, даже уйдя от жены, мужчина редко женится на любовнице; она — живое напоминание о скандале, обмане, разводе. Психологи предлагают жене, которая не хочет потерять мужа, сделать все, чтобы стать для него единственной, принимать все меры, чтобы у него на вторую женщину не оставалось ни времени, ни сил. Она должна помнить, что ему есть куда идти, если она решится прогнать его.

По отношению к неверности женщин преобладает общественное мнение, что жены изменяют мужьям чаще, чем мужья им. Так, опросы, проведенные на улицах Нью-Йорка, Парижа, Москвы, Оренбурга и др., показали, что почти все респонденты считают, что женщины изменяют чаще, чем мужчины. В некоторых странах результаты данного опроса вызвали недоверие граждан. Для проверки полученных социологами данных были проведены массовые обследования крови детей, и оказалось, что только у 11% детей, рожденных в браке, законный отец не является их биологическим отцом. Возникло предположение, что женщины не искренни, лгут при заполнении анкет. Были проведены дополнительные исследования, итогом которых стал вывод: изменяет мужу каждая четвертая женщина. Реально жена начинает изменять мужу, если не удовлетворена качеством брака. Она бежит от супружеских отношений, унижающих ее, формирующих у нее низкую самооценку. Ей в большинстве случаев нужна эмоциональная поддержка, а не просто приключения на стороне. Пик женских измен приходится на возраст между 33 и 37 годами. Но было выяснено, что она, ощущая эмоциональный гнет, признается в неверности чаще, чем мужчина, что и послужило основанием считать, что жены изменяют мужу чаще, чем мужья — женам. Общество всегда осуждало женскую неверность, считало, что тем самым жена разрушает домашний очаг, и искало способы наказания за адюльтер. Мировые религии и обычаи, осуждая убийство, не возражали против убийства неверных жен. Наказание за измену мужу существует и в настоящее время. Например, во многих исламских странах считается нормой забить изменившую супругу жену камнями.