а) знание нормы,
б) осведомленность о существовании как минимум двух полярных эталонов,
в) возможность выбора,
г) знание реальных последствий выбора того или другого.
Пропагандируемый же сегодня преимущественно протеевский, игровой стиль, сущностной характеристикой которого является множественность и непостоянство или бесконечный ряд осуществляемых личностью экспериментов, направленных на изменение прежнего и создание нового востребованного образа, который в свою очередь может быть подвергнут модернизации, является вполне адаптивным для нашего времени, распространяясь на все стороны человеческого опыта. Но при этом в игру превращается то, что по сути своей игрой не является и быть не должно, нравственные законы нарушаются, отбрасываются, актерство становится образом жизни, а личность, в связи с сокращением пространства, в котором можно сбросить маску и побыть самим собой, превращается в модуль — автономную единицу, включающую в себя различные компоненты, особенностью которых является способность быть перемещенными, смонтированными заново, в результате чего получится новая конфигурация. Протеевский стиль жизни формирует гуттаперчевых личностей с каучуковыми лицами, способными изменяться в зависимости от обстоятельств и рыночной конъюнктуры с полным осознанием того, что «способы выделки образа бесконечны».
Личность обретет устойчивое Я, снимет маску или сознательно откажется от нее лишь после того, как утвердится в прочности своей мировоззренческой позиции и системы ценностей, которые не колеблются от меняющихся социокультурных ситуаций и их компонентов.
Список литературы
Евреинов Н. Н. Театр для себя. М., 1923. Ч. 3. С. 115.
Евреинов Н. Н. Указ. соч. С. 36.
Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного: игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб., 2003. С. 175.
Евреинов Н. Н. Указ. соч. С. 77.
Олянич А. В. Презентационная теория дискурса. М., 2007. С. 184.
Шпильман М. В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 24 с.
Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б., Ягубова М. А. Русский язык и культура речи. М., 2002. С. 106.
Кочеткова Т. В. Языковая личность в лекционном тексте. Саратов, 1998. С. 12.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1978. С. 258—259.
Там же. С. 259.
Аргументы и факты. 2004. № 4.
Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785 // Соч. : в 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 1. С. 270.
Соловьев В. С. Оправдание добра: нравственная философия // Соч. : в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 288.