Смекни!
smekni.com

Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей (стр. 2 из 2)

Полученные результаты показывают, что трактовка ценности «труд» дифференцирует молодежь примерно в том же соотношении, что и ценность «семья». Примерно две трети респондентов поддерживает преимущественно установку на самореализацию в труде и согласны с его солидарной основой.

Несмотря на активную пропаганду инструментального отношения к труду (не важно, что делать, была бы высокая зарплата), сохраняет по-прежнему высокие позиции установка на содержательный, общественно полезный труд. С утверждением «сколько угодно можно заниматься самой неинтересной работой, если она приносит хороший заработок» не согласились 59,6% опрошенных. Тот факт, что более 75% респондентов согласились с тем, что взаимопомощь и поддержка в труде важнее трудовой состязательности, говорит о том, что рыночная экономика с условиями жесткой конкуренции на данный момент воспринимается молодыми людьми не как показатель перспективного трудоустройства, а скорее как вынужденная необходимость.

Один из наиболее важных смысловых блоков для данного исследования «социальная сплоченность» был призван выявить мотивацию деятельности респондента. Здесь вновь можно увидеть согласие подавляющего большинства (56,2 %) респондентов с необходимостью солидарных действий. Но мотивы этого согласия различны: в среднем 40 % личные интересы всегда на первом плане. При этом более 80 % респондентов выразили готовность идти на риск, активизировать свою предприимчивость. Согласие с этими мотивами вновь показывает утверждение в молодежной среде персоноцентризма.

Но одновременно с этим следует обратить внимание на то, что 62,7% опрошенных согласились с утверждением: «Человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится жертвовать комфортом и отрывать от себя». Также в молодежной среде сохраняется патерналистское восприятие государства, которое должно обеспечить работой нуждающихся. С этим согласилось 92,3% опрошенных респондентов.

Присутствие в сознании молодежи противоположных ориентаций демонстрирует отражение в сознании переходных процессов, наличествующих в обществе, а также формирование конформистской позиции.

Но важно также и подчеркнуть амби- валентость ценностей, демонстрируемую в ответах респондентов. Так, было обнаружено сохранение в молодежной среде устойчивых традиционных ценностей — ориентация на взаимодействие, склонность к социальной активности, а также традиционные для российской культуры ценности великодушия и сострадания. Но при этом молодежь практически единогласно высказывалась за необходимость гибкого мышления и корректировки своих жизненных установок, если это потребуется для достижения поставленных задач, в том числе и пренебрегая интересами группы. Западное влияние на становление и развитие смысложизненных установок молодых людей проявляется в данном случае в согласии с утверждением: «Таким, какой я есть, я стал без посторонней помощи» — и стремлении жить по своим собственным индивидуальным критериям. Также оказался высоким уровень эгоизма и стремление любой ценой получить желаемое. Значительный процент утвердительных ответов (в каждой группе респондентов) был дан на утверждения, что необходимо «бороться до победы над своими конкурентами» и «максимально добиваться общественного признания и успеха».

Для выявления смыслового наполнения инструментальных ценностей был задан ряд вопросов, позволяющих раскрыть способы достижения терминальных ценностей. Среди инструментальных ценностей мы выделили такие, как: «позиционирование себя в коллективе», «инициативность и умение реализовать начинания», «самооценка», «реализация личных интересов», «ор- ганизаторство и лидерство», «коллективное взаимодействие». Полученные ответы информантов были дифференцированы по вопросу-индикатору, позволяющему дифференцировать массив опрошенных на подгруппу «коллективистов» и «индивидуалистов».

Интересно обратить внимание на тот факт, что по данному утверждению ответы у индивидуалистов и коллективистов разнятся незначительно. Объяснить это возможно именно с точки зрения активной жизненной позиции, проявляющейся в конструктивном подходе, который демонстрируют респонденты. Указанное утверждение демонстрируется и в последующем вопросе: «главное — это инициатива, предприимчивость, поиск нового, готовность к риску. Иначе можно оказаться среди неудачников».

Несмотря на то, что разница в показателях не весьма значительна, она имеется. Стремление носителей коллективистских установок к избеганию рисков и сохранению традиционного порядка противопоставляется индивидуалистской инициативе, насыщенной переменами, возможным риском и трудностями. Также важно отметить, что при оценке качества собственной жизни респонденты всех подгрупп уделили одинаково большое внимание индивидуальным критериям оценки собственной жизни. Этот показатель можно определить как самодостаточность (табл. 6). Он свидетельствует о высоком уровне индивидуалистической ориентированности обеих подгрупп респондентов.

Для того чтобы выявить, насколько респондент готов интегрироваться в жизнь коллектива и разделять его ценности, был задан вопрос о приоритетности личных и общественных интересов в жизни молодого человека.

Полученные данные дают возможность нам говорить о трансформации коллективизма как ценностного показателя. Современные коллективисты не готовы жертвовать личным ради общественного, они готовы переносить личное в разряд всеобщего. Сопоставление полученных ответов в комплексе (по всем четырем позициям) по более «чистым» бинарным оппозициям — «согласен» — «не согласен» показывает размытость ориентиров в группе, самоопределившейся в качестве «коллективистов» и в качестве «индивидуалистов».

Наиболее ярко это проявлялось в ответах на уточняющие вопросы. Например, 78 % конструктивных коллективистов согласились с утверждением «Моя личная жизнь — это жизнь моих друзей», но затем поясняли, что «друзья не могут самостоятельно решать свои проблемы и всегда обращаются ко мне за помощью», «я организую все праздники, без меня они ничего не сделают», «преподаватели знают, что если я не возьмусь, то ничего не получится».

Таким образом, мы можем сказать, что коллективист самоутверждается через организацию группы и воспринимает коллектив как необходимое условие для самореализации. В этом показателе характеристики индивидуалиста и коллективиста пересекаются, а различия наблюдаются именно на ценностном уровне. Коллективист постоянно будет искать общество, независимо от своего положения в нем, будет стремиться интегрироваться в какое-либо сообщество, а для индивидуалиста ценностью является в первую очередь его собственное положение. говоря о стремлении респондентов организовывать людей для достижения каких-либо целей, следует отметить, что коллективисты демонстрируют явное стремление к организаторской деятельности в 58,2 % против 39,2 % индивидуалистов.

Аналогичная картина наблюдается у респондентов в отношении принятия целесообразности коллективных форм взаимодействия. «Только собравшись вместе, люди становятся сильнее», — с этим утверждением уверенно соглашаются коллективисты — (64,7 %), а индивидуалисты не демонстрируют отрицания «согласен полностью» — 48,3 % респондентов.

При этом необходимость в объединении и совместных действиях демонстрируют именно коллективистски настроенные респонденты. Именно данное утверждение также стало вопросом-индикатором, который позволил среди активно настроенных респондентов провести границу между приверженцами ценностей индивидуализма и коллективных форм взаимодействия.

Другим немаловажным индикатором ценностной картины мира было выявление чувства ответственности у респондентов. В приведенном ниже утверждении ключевым для нас являлось «намного легче сделать самому и ни за кого не отвечать». Уметь нести ответственность за свои поступки, как известно, показатель уровня развитости индивидуального самосознания, понимать, что значит «групповая ответственность», означает идентифицировать себя с какой-либо группой. Поэтому при анализе полученных данных мы обращали внимание не только на стремление респондентов объединяться для решения какой-либо задачи, но и на умение разделять ответственность.

При этом важно обратить внимание на то, что значительно отличается понимание ответственности у представителей обеих подгрупп. Для коллективиста важно разделять чувства группы, поэтому ответственность не чужда ему. Порядка 60 % процентов не согласились с утверждением «Объединяться с другими людьми для решения каких- либо задач бессмысленно, намного легче сделать самому и ни за кого не отвечать».

В подгруппе индивидуалистов наблюдается несколько иная картина. Индивидуализм респондентов, на наш взгляд, не проявляется в отчуждении от результатов общего труда, особенно когда это касается негативного результата. Индивидуалисты пояснили, что «если все работали плохо, то при чем тут я?», «отвечать за других не буду. А зачем? Что я — крайний?». Поэтому по индикатору «групповая ответственность» также возможно проводить дифференциацию.

Анализ и систематизация собранного материала позволяют сделать следующие выводы:

В современной молодежной среде распространены ценностные ориентации персоноцентристского (индивидуалистического) и социоцентристского (коллективистского) типов, что проявляется, прежде всего, в вербализации респондентами желаемой идентичности. Четко выраженная вербализация своей индивидуалистской ориентированности объединяет примерно половину городской молодежи.

Рациональному выбору собственной идентичности в значительной степени соответствует смысловая интерпретация терминальных ценностей в базовых сферах — в сфере трудовых отношений, семье, социальных солидарностей.

В подгруппе «индивидуалистов» они интерпретируются преимущественно ских интересов.

Список литературы

Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010. C. 131.

Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001. С. 201.

Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социс. 2007. №11. С. 90-98.

Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. С. 17.

Лапин Н.И., Беляева Л.А. Динамика ценностей реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. С. 52.

Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. С. 216.