Сочинения проводились в классе по месту учебы подростков, на написание выделялся стандартный урок, ученики были предупреждены о том, что их работы не будут проверяться на предмет орфографических и иных ошибок. В целом, исследовательский выбор метода определился возможностями фиксации рационализированной, спонтанной информации о желаниях проведения каникул. Подросткам не задавалось специальной тематики, которая могла бы повлиять ценностно или содержательно на конечный результат, им не навязывался «принцип реальности», т. е. не предлагалось оценить вероятность осуществления планов. Единственным агентом, воздействующим на формулировку планов, стали учителя, но даже этот агент являлся частью привычной повседневной школьной ситуации, поэтому они не могли стать существенным искажающим фактором.
В целом, использование метода написания спровоцированных документов позволил получить субъективно значимую информацию, организующую мотивационную сторону деятельности подростков в летний каникулярный период. Другими словами, с помощью указанного метода мы получили информацию о субъективной оптике восприятия каникулярного будущего.
Объем выборочной совокупности составил 681 единицу. Выборочная совокупность формировалась многоступенчатым путем.
1-я ступень. Отбор населенных пунктов, в которых проводится исследование. Общая идея отбора заключается в необходимости включения в исследование единиц отбора, представляющих различные типы территориальных поселений:
Городские поселения:
а) большой город, мегаполис (Екатеринбург);
б) средний город (Нижний Тагил);
в) малый город (Лесной).
Сельские поселения:
а) село Первомайское;
в) село Коптелово.
2-я ступень. Отбор образовательных учреждений в выбранном поселении. На данной ступени вводится дополнительный критерий — статус образовательного учреждения (лицей, гимназия и пр.):
Екатеринбург — 3 школы, в том числе гимназия.
Нижний Тагил — одна гимназия.
Лесной — одна школа.
Первомайское — одна школа.
Коптелово — одна школа.
3-я ступень. В образовательном учреждении с помощью гнездового отбора выбирались классы, в которых обучаются дети подросткового возраста (с 6-го по 10-й класс).
4-я ступень. В отобранном классе сочинения писали все присутствующие в день проведения исследования (табл. 1).
Таблица 1
Название поселения | Объем выборочной совокупности, абс. | Доля, % | |
1 | Екатеринбург | 721 | 32 |
2 | Нижний Тагил | 257 | 38 |
3 | Лесной | 141 | 21 |
4 | Село Первомайское | 23 | 3 |
5 | Село Коптелово | 43 | 6 |
Всего | 100 |
Объем выборочной совокупности по населенным пунктам
В первичном анализе сочинений удалось выявить наличие у подростков (и их семей) планов на проведение летних каникул, в том числе предполагаемую досуговую и образовательную деятельность, трудовую занятость (как в домашнем хозяйстве, так и в виде оплачиваемой работы), их продолжительность и соотношение; ориентацию информантов на определенных социальных агентов взаимодействия во время каникул.
Анализ сочинений показал, что у 30 % подростков нет конкретных планов проведения каникул: «не знаю, что писать, в будущее не смотрю» (из сочинения мальчика-шестиклассника). Фактически подростки не приобщаются к культуре рационального планирования собственного времени. В дальнейшем отсутствие таких навыков может выступать существенным ограничением в эффективном осуществлении деятельности, в том числе образовательной и профессиональной.
В целом, подростки достаточно слабо представляют, чем конкретно будут заниматься во время каникул; скорее это больше похоже на желания, мечтания, нежели на реально продуманные четкие планы. И чем старше становятся подростки, тем более стихийный характер приобретает их каникулярное времяпрепровождение.
Ситуативность и стихийность являются важнейшими характеристиками выбора форм и содержания проведения каникул указанной категорией опрошенных, что сопряжено с возможными социализационными рисками.
При этом практически все респонденты высказывают надежду на то, что каникулы «пройдут весело, интересно, удастся хорошо отдохнуть». Содержательно время каникул предполагается занять следующим образом: «буду просто веселиться», «быть целый день на улице», «на природе», «гонять на велике», «загорать и купаться» и т. п. Иначе говоря, самым популярным планируемым способом проведения каникул оказались прогулки по городу, развлечения с друзьями и другие неорганизованные способы проведения досуга в местах с ограниченными возможностями контроля со стороны представителей среды первичной социализации. Каникулы воспринимаются подростками скорее как отсутствие школы, контроля со стороны учителей и родителей, как время свободного ничегонеделания, чем как пространство личностного развития, самообразования и обретения новых социальных и коммуникативных навыков. Такие формы проведения каникул потенциально также содержат риски освоения социально не одобряемых форм поведения, а сами каникулы не становятся пространством социально-культурного развития и саморазвития личности подростков.
Релаксационная функция каникул (отдых, развлечение) доминирует у подростков в их планах. Об этом свидетельствует и малый процент подростков, планы которых связаны с трудоустройством на работу, чтением книг и дополнительными интеллектуальными занятиями, например, изучением иностранных языков (даже среди тех, кто собирается отдыхать за границей).
Заниматься подготовкой к школе во время каникул планирует сравнительно небольшое число подростков (порядка 10 %), причем практически все они — девочки. Очевидно, что интеллектуальная деятельность (чтение, дополнительные занятия и т. п.) не входит в обойму предпочитаемых летних занятий для большинства детей подросткового возраста.
От 16 % (в сельских поселениях) до 40 % (в больших городах) респондентов указали, что в каникулы приоритетными для них будут такие занятия, как помощь родственникам по дому и на даче (в саду), а также работа с целью самостоятельного заработка. Однако точно указать, где именно они собираются работать, большинство подростков не смогли и высказали лишь свое желание работать («хотелось бы», «хорошо бы»). Ценность работы с целью самостоятельного заработка в каникулярных планах подростков оказалась не самым значимым показателем даже для группы старших школьников. Гедонистическая ориентация в планах проведения каникул преобладает, а с увеличением возраста информантов даже нарастает.
Среди названных вариантов трудоустройства наиболее популярными оказались: «работать промоутером», «раздавать листовки», «торговать косметикой», «продавать семечки», «на автомойке» и др. В качестве мотивов отказа от планов устройства на работу указываются следующие: «не нуждаюсь в карманных деньгах», «родители против», «мне мама платит за каждую пятерку по 50 рублей». Любопытно, что некоторые подростки планируют заработать «карманные деньги» на оказании помощи родственникам в выполнении домашних дел. В частности, в сочинениях встречаются следующие виды «помощи»: «буду готовить еду и убирать квартиру. За это будут платить»; «я планирую заработки у дедушки на стройке дома в деревне». В сочинениях удалось зафиксировать и тот факт, что подростки, у которых близкие родственники имеют свой бизнес (как правило, малый), планируют во время каникул подрабатывать в этой сфере («работать в кафе у тети»; «помогать маме в цветочном магазине» и пр.).
Относительно высокой популярностью среди подростков пользуется проведение времени в спортивных и оздоровительных лагерях. Причем, чем крупнее город, в котором проживают подростки, тем выше доля планирующих отдохнуть в лагерях: от 9 % в сельской местности до 22 % — в городах. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие подростки употребляют лексику, характерную скорее для советского времени, — «пионерский лагерь». По всей видимости, это свидетельствует о высокой степени преемственности поколений, по крайней мере в обозначении и маркировке собственной повседневности.
Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих отдых детей и подростков Свердловской области в период летних каникул, также подтвердил их релаксационную направленность. Исследование нормативно-правовой базы организации летних каникул показало, что в настоящее время главным регулятором летнего организованного отдыха детей является областное Министерство социальной защиты населения. Именно оно регламентирует порядок пребывания детей в лагерях различных типов, определяет стоимость пребывания одного ребенка и затраты из регионального бюджета и бюджета семьи. Система образования в целом и Министерство образования в частности не относятся к числу ведущих институтов социализации подростков в период летних каникул. Это дает основания считать, что главной функцией каникул является оздоровительная (релаксационная) функция. Содержательное наполнение каникул находится преимущественно в зоне компетенции самого ребенка, его семьи или иных (стихийных) агентов. В частности, в ходе исследования удалось выяснить, что в летних оздоровительных лагерях области практикуется проведение так называемых «тематических» смен, в рамках которых подростки должны знакомиться с деятельностью тех или иных организаций и осваивать пропагандируемые ими ценности (лучший вариант — основы безопасной жизнедеятельности, противопожарной безопасности и др.). Однако преимущественно время каникул рассматривается в нормативно-правовых документах как время релаксации, отдыха, но не повышения уровня знаний, умений, компетенций.