Смекни!
smekni.com

Аксиологический подход к воспитанию эмоциональной отзывчивости у младших школьников (стр. 1 из 2)

Аксиологический подход к воспитанию эмоциональной отзывчивости у младших школьников

С.А. Курносова

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) ставится задача воспитания у младшегопоколенияэмоционально нравственной отзывчивости как важной составляющей социального потенциала общества.

Ко времени поступления ребенка в школу сложился комплекс следующих предпосылок воспитания эмоциональной отзывчивости у детей: потребность быть включенным в детское сообщество, желание показать себя с хорошей стороны и обрести защищенность группой, возросшая роль диалога, сензитивность к восприятию общечеловеческих ценностей, способность к рефлексии: на «значимого другого» (Г. Салливен; А. В. Петровский) как носителя иного эмоционального опыта, знания, ценностных позиций; на самого себя как участника человеческих отношений; на собственную деятельность как источник помощи Другому.

Однако, согласно современным психологическим исследованиям (Психологический институт РАО, Институт психологии РАН и др.), современный младший школьник разительно отличается от ребенка 90-х гг. прошлого века снижением креативности, любознательности, воображения, интереса к общению друг с другом, агрессивным характером решения конфликтов. Д. И. Фельдштейн указывает на неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в развитии личности ребенка, связывая это с негативным влиянием социокультурной ситуации, для которой характерны дискредитация нравственных ориентиров, актуализация потребительства, отчужденность в отношениях, обеднение общения [5].

Качественные изменения современного ребенка диктуют необходимость преобразования содержания и средств воспитания с учетом особенностей современного детства.

На основе анализа зарубежной и отечественной научной философской, психологической и педагогической литературы мы понимаем воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников как процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленный на сохранение и развитие природных предпосылок ребенка к эмоциональной отзывчивости, на формирование у ребенка опыта эмоциональных переживаний, подразумевающих представленность Другого (социального, природного объекта) в содержании эмоций человека, а также самого человека, но в связи с Другими, как основы конструктивного взаимодействия с людьми и природой.

Сущности воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников в наибольшей мере соответствуют положения аксиологического научного подхода.

В основе данного подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине XIX в., а в XX в. произошло широкое обращение к теории ценностей в разных сферах научной мысли, и в том числе в педагогике, в частности, в теории воспитания (В. А. Караковский, И. Б. Котова, В. В. Краевский, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щур- кова, Е. А. Ямбург и др.).

В рамках проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников основные положения аксиологического подхода получают новое звучание:

мир ребенка - это мир целостного человека, с его внутренними противоречиями и дисгармониями, единством рационального и иррационального бытия, неравномерностью развития отдельных психических функций, взаимного торможения и «борьбы» различных сил;

ребенок во все вносит смысл, всюду его ищет, и эта особенность является признаком того, что ребенок живет настоящей духовной жизнью;

творческие достижения детей равнозначны, творческие силы ребенка неиссякаемы, развитие ребенка не движется по прямой линии, неравномерно, непрерывно и всегда является незавершенным.

Аксиологический подход позволяет выбирать содержание образования с точки зрения заложенных в нем возможностей содействовать развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников и решать задачи выбора педагогических средств, позволяющих целенаправленно влиять на развитие эмоциональной отзывчивости детей.

В аспекте выбора содержания воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников важным становится положение аксиологического подхода о том, что мир ценностей - это сама социокультурная реальность, в которой растет ребенок, включающая, согласно В. П. Тугаринову [3], мир предметов, явлений и их свойств, необходимых человеку в качестве средств удовлетворения его потребностей в безопасности, комфорте; отношений, дающих ощущение любви, понимания; положительно значимых событий, идей, выступающих в качестве норм, идеалов, с ориентацией на которые живут окружающие ребенка люди.

Ценности жизни, с одной стороны, становятся содержанием воспитания, с другой стороны, преломляясь сознанием ребенка, определяют его отношение к познаваемому, к окружающим людям, природе, к самому себе (в форме установок, убеждений, интересов,стремлений,желаний, намерений).

Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников на основе аксиологического подхода, таким образом, выстраивается как процесс освоения ценностей, их интериоризации ребенком.

В аспекте выбора педагогических средств, позволяющих целенаправленно влиять на развитие эмоциональной отзывчивости детей, важным с позиций аксиологического подхода является преобразование системы отношений «учитель - ученик».

Н.А. Лызь справедливо отмечает, что в школьной практике нередки взаимоотношения, которые не только не способствуют развитию личности школьника, но и ведут к большим деформациям в реагировании на уровне эмоций на окружающее [1, с. 69]. В контексте воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников положения аксиологического подхода конкретизируется следующим образом.

Ведущими качествами педагога и важнейшими предпосылками формирования у ребенка умения принимать во внимание чувства и мысли других людей являются доброжелательность, сопереживание, сочувствие ученику, чувство сопричастности ко всем его победам и поражениям, умения ставить себя на место ученика, видеть все происходящее глазами ребенка, непредвзято воспринимать его маленькие и большие проблемы, понимать порождающие их причины, понимать детей такими, какими они чувствуют и воспринимают себя изнутри, выявлять доброе, положительное в каждом воспитаннике. Об этой способности педагога к децентрации и рефлексии в своих работах говорят Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. Н. Куликова, В. Н. Мясищев, К. Роджерс, Л. Н. Толстой и другие ученые.

Интенсивное эволюционное саморазвитие человека обусловили, согласно Д. И. Фельдштейну, отличия психологической сферы современных младших школьников от их сверстников тридцать лет назад. Характерное для современных детей системно-смысловое сознание, в отличие от системно-структурного, характерного для ребенка конца прошлого века, определило то, что современного ребенка интересует не только и не столько причинно-следственные зависимости объектов и явлений, сколько их смысл. Согласно К. Роджерсу, фасилитация (активизация, поддержка) осмысленного учения, направленного на усвоение ребенком смыслов как элементов его личностного опыта, предполагает, что учитель уважает то, что привносит ребенок от особенностей своего психического мира, своей личности, использует идеи учащихся в учебном процессе, связывает учебный материал с конкретным опытом отдельных учеников, прислушивается к суждениям ребенка, не навязывает своего мнения.

Включение в образовательный процесс человека во всей его целостности - не только с интеллектом, но и с переживаниями и чувствами, усиливает процессы личностного и интеллектуального учения. Познание ребенком окружающего мира не может быть беспристрастным, равнодушным его объяснением и пониманием. К. Роджерс отмечает, что ителлектуализированное учение не вовлекает в себя эмоциональную жизнь детей и, значит, снижает познавательные мотивы учащихся, не дает детям ощущение радости - вместо нее только всевозможные страхи: «Я правильно делаю?» или «Какую отметку мне поставят?». Единственным способом эффективного освоения содержания образования становятся переживания ребенка, чувства радости учения как творчества.

К младшему школьному возрасту ребенок все глубже проникает в суть взаимоотношений людей, их чувственных переживаний, обнаруживает собственное отражение в других людях. Ориентация на человеческие отношения происходит как сознательно, когда ребенок принимает их в виде условий для удовлетворения потребности в эмоциональном контакте, так и неосознанно, через механизмы подражания, заражения. Поэтому в ситуациях, когда взрослые говорят одно, а наблюдения ребенка это опровергают, он получает психическую травму (Л. И. Новикова, В.А. Караковский, Л. Н. Куликова, Н. Л. Селиванова, Л. Н. Толстой и др.). Организация жизни детей в семье и школе на общечеловеческих ценностных основаниях предполагает приоритет душевного благополучия, здоровья, счастья, развития ребенка. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, доверительное и доброжелательное общение со взрослыми влекут формирование у ребенка чувств эмоционального благополучия, уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него доброжелательного отношения к людям.

Положения аксиологического подхода реализуются в специфических принципах воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников:обогащениядеятельностимладших школьников эмоционально-ценностным содержанием; эмпатийности взаимодействия педагога и учащихся.

Принцип обогащения деятельности младших школьников эмоционально-нравственным содержанием соотносится с процессами подражания и неосознаваемого влияния среды. Реализация этого принципа означает, что вся жизнедеятельность учащихся насыщена образцами высоконравственных чувств, дел, поступков, которые убеждают ребенка в правдивости пропагандируемых ценностей, поддерживают собственные устремления ребенка любить, проявлять заботу, опекать. Этот принцип требует: