Смекни!
smekni.com

Культурологические основания организации непрерывного профессионального образования в современном обществе (стр. 2 из 2)

информационная технология станет мощным генератором и резким усилителем культурных сдвигов и инноваций. Она вызовет противоречия и неоднозначные процессы. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому человеку получать необходимую информацию. И это изменит характер массовой культуры, системы образования, расширит кругозор каждого отдельного человека;

в условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере формирования культуры, как системы устойчивых ценностей, развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства;

развитие информационного общества влечет за собой создание новых видов занятости, а значит, требует непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки, что невозможно осуществить в полном объеме, используя традиционные методы обучения. Необходимо ориентировать систему профессионального образования (прежде всего, высшего) на развитие профессиональной культуры личности, на подготовку специалистов, готовых к постоянному профессиональному самосовершенствованию и самореализации.

Рассмотрим, каким должно быть высшее профессиональное образования в информационном обществе, чтобы удовлетворить требования зарождающейся эпохи и насколько соответствует этому современное высшее образование.

Цивилизационное развитие России во многом определило специфику становления отечественного высшего профессионального образования, которое, в свою очередь, активно влияло на цивилизационные процессы и на этапах стабильного развития, и в переходные периоды, и в кризисных ситуациях. Не является исключением и настоящий период развития педагогики высшей школы, базирующейся преимущественно на классической парадигме, когда только начинают более глубоко прорабатываться и реализовываться на практике научные подходы прежнего неклассического периода, в частности, идеи гуманизма, субъектности, принципы открытости, интеграции и др. Концептуальные же положения постнеклассической научной мысли (идеи саморазвития и самоорганизации педагогических систем, методологический плюрализм, принципы феноменологии и синергетики и др.) находятся, как правило, на стадии обсуждений, дискуссий, выдвижения рабочих гипотез.

Таким образом, высшее профессиональное образование до сих пор ориентировано преимущественно на ценности цивилизации, на удовлетворение требований, в основном социального, научного, технического прогресса. Поэтому неслучайно одна из причин современного кризиса высшего образования связана с «дефицитом культуры в образовании» [ 1 ].

В наступившем XXI в. узкопрофессиональная подготовка уже не отвечает требованиям времени, важным компонентом профессионального образования становится личная культура выпускника. Высшее образование перестает быть только профессиональным, оно становится элементом общей культуры человека, моделируя целостный образ выпускника вуза - человека культуры. Постепенно уходит в небытие понятие «формирование специалиста». Символом нового подхода к решению задач высшего образования стало понятие «содействие появлению образованного человека», предполагающее сочетание целостной профессиональной подготовки, объемного представлении о мире с высоким уровнем индивидуальной культуры.

Анализируя мнения различных ученых по рассматриваемому вопросу, можно сделать заключение, что, несмотря на то, что цели высшего профессионального образования описываются авторами в различных категориях, большинство из них единодушны во мнении, что необходимо осуществить переход от рассмотрения профессионала в качестве цели образования к рассмотрению разносторонне развитой личности ориентированной на ценности мировой и национальной культуры;

учитывая, что ведущим в информационном обществе является префигуративный тип культуры (см. таблицу) важно воспитать специалиста, готового (как в эмоциональном, так и в инструментальном плане) к непрерывному профессиональному образованию и самообразованию - «обучение через всю жизнь»;

сформировать еще в студенческие годы фундаментальные основы профессиональных и общегуманитарных знаний, «целостную картину мира и человека в нем», что позволит специалисту в дальнейшем решать мировоззренческие задачи, осуществлять нравственный, правовой или идеологический выбор, ориентироваться в современной социокультурной ситуации;

подготовить выпускников вуза через актуализацию резервов самообладания и саморегуляции к полноценной профессиональной деятельности в новом обществе, в котором состояние нестабильности и неопределенности является нормой, а не исключением из правил;

обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, способности к творческой самореализации, инициативности как необходимых характеристик рядового специалиста в информационном обществе.

Если относительно конечной цели образования большинство авторов высказывают сходные мнения, пути и средства её достижения являются предметом существенных разногласий. Не менее разнообразны изменения, которые предлагается внести в содержание высшего профессионально образования. И все- таки, несмотря на достаточное разнообразие различных идей построения системы профессионального образования в информационном обществе, большинство авторов сходятся во мнении, что современная ситуация требует постоянного развития и саморазвития человека как субъекта собственной жизнедеятельности. Средством решения данной задачи является концепция непрерывного образования, определяющая новые подходы и к проектированию системы профессионального образования.

Список литературы

Зинченко, В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

Кант, И. Сочинения: в 6 т. /И. Кант. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4, ч. 2. - 478 с.

Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А. Кармин // Вопросы философии. - 2006.-№2. -С. 52-60.

Кинелев, В.Г. Образование и цивилизация/В.Г. Кинелев //Проблемы информатизации высшей школы. - 1996. - № 2 (6). - С. 7-14.

Лежнева, П.В. Личностно-ориентированное образование в начальной школе / П.В. Лежнева. - Челябинск: Фрегат, 2000. - 234 с.

Лотман, Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория). Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. - Таллинн, 1992. - Т. 1. - С. 296-336.

Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка /

С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 2003. - 750 с.

Пришвин, М.М. Дневники / М.М. Пришвин. -М.: Правда, 1990. —480 с.

Руденко, В.Н. Цивилизационно-куль- турологическая парадигма развития университетского образования / В.Н. Руденко, О.В. Гу- коленко //Педагогика. - 2003. -№ 6.- С. 32-39.

Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

Шевелева, С.С. Открытая модель образования / С.С. Шевелева. - М.: Магистр, 1997.-48 с.

Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. - М.: Гуманитар, издат. центр ВЛАДОС, 1997.-350 с.