А. Г. Ахтян
Статья посвящена проблеме приобщения детей к народной культуре как средству формирования патриотических чувств и развития духовности. Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. Существует ряд методических разработок, а также комплексных и парциальных программ которые ориентируются на использование народной культуры как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста. В данной статье автором рассмотрены механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социально-личностного, социальнонравственного, и духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.
Прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем.
Как отметил в своих высказываниях Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...» [5, с. 68].
Вспоминая слова К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского о проблеме России: «любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская - нет!». Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по- новому начинает относиться к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.
Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовнонравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс осознания себя в окружающем мире людей.
В связи с этим современные комплексные и парциальные программы по дошкольному воспитанию ставят определенные задачи по приобщению детей к традиционной народной культуре. Существует ряд парциальных программ, таких как «Наследие», «Мой родной дом», «Я человек», и др. Среди комплексных программ это: «Детство», «Истоки», «Радуга», и др.
Целый ряд методических разработок также ориентируются на использование народной культуры как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста, например, методическое пособие А. Г. Ахтян, Н. В. Микляева, «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет», «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет», методическое пособие Живем в «Ладу», пособие Г. Н. Данилиной «Дошкольнику - об истории и культуре России», «Как научить детей любить родину», сборник «С чего начинается Родина» (под ред. Л. А. Кондрыкин- ской) и др.
Одним из методов формирования социальноличностных качеств у детей дошкольного возраста является их приобщение к народной культуре.
Народная культура - многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.
Рассмотрим механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социальноличностного, социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей.
Человек
Давно известен обычай, судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Воспитанный, благородный человек - от достойных воспитателей - это обычная закономерность, но допускались и парадоксы: достойные люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. Необходимо отдать должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. В народной педагогике ребенок воспитывался в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности:мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др. На данном этапе продолжая народные традиции, педагог должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультуроло- гической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, являются средством воспитания и определяют разнообразие форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Высокие результаты социально-нравственного и духовнонравственного воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа педагогической науки.
Народная история
Как отмечал в своих высказываниях великий ученый Д. С. Лихачев: «в воспитании ребенка особое значение имеет история родного края, этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками, в тесном единстве с фольклором, природой, архитектурой, народно-прикладным творчеством, со всей жизнью и общей культурой «малой Родины»...» [5].
Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов - вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей.
Сегодня они находят свое отражение в практике. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства на занятиях по музейной педагогике взрослые должны исходить из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, что способствует приобретению свободы действия и свободы творчества в условиях культурного и нравственного выбора.
В частности А. Е. Писарева и В. В. Уткина обращают внимание на то, что большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы -
А.В. Суворов, М. И. Кутузов, все они являются высоким нравственным примером для наших детей [7, с. 29].
Достижения народной культуры
Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. При этом очень важно сохранить чувства национального достоинства. Как отмечает ученый Д. С. Лихачев «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI
в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [5, с. 68]. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа.
Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров [8].
Теперь определимся с основными средствами социально-личностного развития детей в контексте народной культуры.
Язык и фольклор
Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его...» [9].
Многие педагоги и ученые О. Л. Князева, М. Д. Маханева, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В.И. Водовозова, Г. Н. Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В младшем дошкольном возрасте при отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки.