В.Г. Грязева-Добшинская, рассматривая особенности взаимодействия среды и творческой личности, отмечает, что особенностью эколого-психологического подхода к исследованиям проблем развития творческой личности является сопряжение рассмотрения динамики личности и развития культуры как «экологической нише» творческой личности. Развитие человеческой индивидуальности в творческой деятельности, активное, творческое созидание человеком гармонической целостности с самим собой, своим делом, другими людьми, природой, культурой представляют основные ценностные ориентиры экоп- сихологического подхода к развитию личности и творчеству. Цель экопсихологии творчества - поиск и определение параметров мик- ро- и макросреды, значимых для процессов развития творческой одаренности, интеграции талантливых детей, создание условий развертывания персонального пространства творчески одаренной личности [7].
В.Г. Грязева-Добшинская, В.А. Петровский определяют три основных положения концепции «экология творчества»: 1) экологический смысл неадаптивной активности творческой личности заключается в выявлении и способности решения наиболее острых кризисных проблем цивилизации, экологическое равновесие между творческой личностью и обществом достигается, с одной стороны, ориентацией общества на поддержку творческой личности, а, с другой стороны, сензитивности творческой личности к глобальным проблемам общества; персональное пространство творческого человека - это пространство людей, в которое он интегрирован как творческая индивидуальность, персональное пространство создается самим творческим человеком, поэтому одаренных детей нужно готовить к авторской деятельности посредством науки, искусства и др.;
существование персональных творческих пространств должно поддерживать широкие надличностные образования, которые являются аккумуляторами и индукторами творческой активности людей, это явления природной, социальной среды, образующие надперсональные пространства творчества [5].
Поэтому необходимость обучения одаренного ребенка в контексте образа жизни является одним из основных положений экологической психологии В.Г. Грязевой-Доб- шинской. Каждой творческой личности необходимо научиться строить пространство и время жизни. Творческий человек учится строить «свою общину» - персонализироваться в людях, в продукте деятельности, структурировать время. Однако творческие, одаренные дети не всегда находят средства для воплощения дара, трансляции своей индивидуальности. Для понимания социальной интеграции творческой, одаренной личности В.Г. Грязевой-Добшинской введено понятие гармонизации: гармонизации между личностью и средой, личностью и даром [6, 7]. Однако ценой достижений творческой личности достаточно часто является дисгармония. Поэтому представляется важным изначально нацеливать построение образа жизни в направлении гармонизации в контексте проблемы кризисов творческой личности, «одаренности и депрессии», «одаренности и агрессии».
Если творческой личностью не обретается гармония, то возникает одно из проявлений дисгармонизации - депрессия, страхи, скука, аутизм, отказ от дара, обесценивание дара, болезни, наркотики, самоубийства. Проявление депрессивных состояний, прежде всего, связано со скукой, обесцениванием своих ресурсов, индивидуальности («инфляция дара») и поиском «традиционных» (иллюзорных) способов преодоления депрессии. Другой вариант дисгармонии развития творческой, одаренной личности связан с проявлениями агрессии. У одаренных людей могут проявляться сильные агрессивные тенденции - цинизм, злой юмор, самоутверждение, подавление менее способных, соперничество, что часто вызывает их отторжение у окружающих людей, нарушает возможности самореализации [7].
Образовательные технологии, ориентированные на гармонизацию жизненного мира личности, В .Г. Грязева-Добшинская определяет как «темпоральные технологии» (технологии организации времени), которые могут быть дополнительными, составляющими определенное единство с технологиями основного образования, такие как: «технологии развития компетентности во времени» (технологии, связанные с обучением погружению в моменты настоящего времени, подлинностью существования в нем); технологии «структурирования времени» жизни (технологии обучения в контексте образа жизни, ориентирующие ученика на гармонизацию с внешним миром, где личностное и средовое образует целостность). Такой подход, считает В.Г. Грязева-Добшинская, может помочь преодолеть иллюзию возможности гармонизации жизненного мира личности на пути извне заданного, соединения сфер ее жизнедеятельности, «гарантирующих» разностороннее развитие или иллюзию возможности построения гармоничной среды, которая будет соответственно определять формирование личности [7].
Таким образом, развитие одаренности не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением. При этом характер воздействия социального окружения на проявление творческих качеств личности может быть как позитивным, так и негативным, тормозящим [14]. В концепции экологии творчества, теоретическим источником которой стала социальная психология творчества, В.Г. Грязева-Доб- шинская и В.А. Петровский отмечали, что проблема взаимодействия личности и социума, организации жизненной среды для развития творческой личности является чрезвычайно острой, так как в обществе существует, с одной стороны, остракизм творчески одаренных людей, а с другой - эксплуатация их возможностей [5]. Поэтому поиск и определение параметров микро- и макросреды, значимых для процессов развития творческой одаренности, интеграция, создание условий развертывания персонального пространства личности, в котором она интегрирована как творческая индивидуальность (В.Г. Грязева-Добшинская, В.А. Петровский), являются, на наш взгляд, определяющими в вопросах развития одаренности, так как сохранение одаренных людей, являющихся национальным достоянием России, создание условий для их творческой реализации рассматривается в качестве основной задачи общества.
Список литературы
Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров /
Г. Асмолов. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 768 с.
Бурменская, Г.В. Одаренные дети / Г.В. Бурменская; общ. ред. Г.В. Бурменской и
М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
Дружинин, В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуалъ- ных достижений / В.Н Дружинин; отв. ред.
А.Н Воронин // Интеллект и творчество: сб. науч. тр. - М.: ИПРАН, 1999. - С. 5-29.
Грязева, В.Г. Одарённые дети: экология творчества / В.Г. Грязева, В.А. Петровский. - Москва-Челябинск:ИЛИРАО,
ЧГИИК, 1993. - 40 с.
Грязева, В.Г. Экологическая психология творческой личности / В.Г. Грязева. - М.: ЦРСДОД МО РФ, Челябинск: Полиграф- мастер, 2000. - 304 с.
Грязева-Добшинская, В.Г. Социальная психология творчества. Теоретические основы, эмпирические исследования, прикладные разработки: учеб. пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. - 233 с.
Ландау, Э. Одаренность требует мужества: психол. сопровождение одаренного ребенка /Э. Ландау- М.: Академия, 2002. - 144 с.
Матюшкин, А.М. Концепции творческой одаренности /А.М. Матюшкин //Вопросы психологии. -1989. - №6. - С. 29-33.
Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 192 с.
Петровский, В.А. Личность: феномен субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 66 с.
Панов, В. И. Экопсихологические аспекты детства / В. И. Панов // Мир психологии. -1997. -No 1.- С. 55-68.
Панов, В.И. Если одаренность -явление, то одаренные дети - это проблема /
И. Панов // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. -№3.~ С. 3-10.
Симановский, А.Э. Социальные механизмы формирования интеллектуальной творческой способности учащихся / А.Э. Симановский // Психол. наука и образование. - 2002.-№3. - С. 76-82.
Савенков, А.Н. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие /
А.И. Савенков. - М.: Academia, 2000. —231 с.
Стернберг, Р. Учись думать творчески / Р. Стернберг, Е. Григоренко; под ред. Д.Б. Богоявленской // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 186-210.
Стернберг, Р. Инвестиционная теория креативности / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психол. журнал. - 1998. — №2. -
144-160.
Хеллер, КА. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / КА. Хеллер; под ред. Д.Б. Богоявленской // Основные современные концепции творчества и одаренности — М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.
Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей /Н.Б. Шумакова. — М.: Изд- во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 334 с.
Яковлева, ЕЛ. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 28-34.
Яковлева, ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.