Смекни!
smekni.com

Постнеклассическая психология человека (стр. 3 из 3)

В заключение сведем в схему 1 выделенные нами нормативные образы, предельные качества и запредельную форму бытия человека. Получается своего рода матрица сущностных (родовых) характеристик человека[3], выстроенная на основе принципа триединства. Каждая строка в сводной схеме заслуживает отдельной конкретизации и специального комментария. Но это особая работа, которая выходит за рамки данной статьи. Заметим лишь, что триединая структура субъективной реальности не была придумана или разработана, она была обнаружена и констатируется нами в качестве антропологического инварианта.

Схема 1

топография человеческой субъективности[4]

Запредельная форма бытия богочеловек воплощение онтологической истины в непостижимой для обыденного рассудка запредельной форме универсального со-бытия
Предельные качества человека в свете святоотеческой традиции Подвижничество — самоотверженная и бескорыстная деятельность по воплощению в жизнь заветов Спасителя и стяжанию благодати Духа Святого Прозорливость — даруемая Божественной благодатью Святого Духа способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событий Жертвенность — самоотдача во имя любви и спасения человеческого рода
Предельные качества человека Героизм как сила власти над своей жизнью (сила преодоления инстинкта самосохранения) и способность не отступать перед лицом трудностей и опасности, терпение в страдании Гениальность как сила постижения истины своей жизни и способность сделать саморазвитие развитием человечества Святость как сила сопричастности Абсолютной Истине и способность любовью и терпением утверждать добро и противостоять злу
Антропологические образы св. ап. Павла Внешний человек, поглощенный реалиями мирской жизни Внутренний человек, сосредоточенный на реалиях духовнодушевной жизни и своем призвании Новый человек, преображенный в деятельном стремлении к Добру и Истине
Условия и критерии психологического здоровья Самообладание («быть в себе») Самобытность («быть самим собой») Самоодоление («быть выше себя»)
линии и индикаторы развития От жизнеспособности к продуктивности жизнедеятельности От переживания самоотождественно- сти к осмысленности жизни, сущностному познанию и самоосу- ществлению От децентрации (преодоления эгоцентризма) к самоопределению на основе чувства долга, нравственному достоинству и служению
Образы человеческого «я» «Функциональное Я»: активная адаптация к условиям динамично изменяющегося мира «Индивидуальное Я»: самоидентификация и жизнетворчество «Духовное Я»: универсализация индивидуального бытия, само- одоление и синергия
Нормативные образы бытия человека Человек как субъект собственной жизни, как распорядитель своих сил и способностей Человек как индивидуальность, как выразитель уникальной, самостоятельной внутренней сущности, как самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности, как автор собственной жизни: в миропонимании, в стиле деятельности, в социальном поведении Человек как личность, во встрече и отношениях с другими людьми, определяющий свободно и ответственно свое место в жизни, в обществе, в культуре, свою позицию в отношении проблемы достойного и недостойного бытия, добра и зла; личностное бытие — это муки выбора, риск поступка, тяготы ответственности за себя и других
Типы доминанты (в логике учения А.А. Ухтомского) На созидании На познании истины На Другом (на человеке)
Персональные проявления труд Переживание Общение, отношения
Способы воплощения человеческой сути Самость (воля) Свобода Любовь
Сущностные силы человека Субъектность Рефлексивность Совестливость
онтологические основания бытия человека Человеческая деятельность Человеческое сознание Человеческая общность
общие тематические параметры Формы бытия человека

Список литературы

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Советский писатель, 1963. - 364 с.

БердяевН.А. Царство Духа и Царство Кесаря / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1995. - 383 с.

Слободчиков В.И. Духовно-нравственные основы становления человека / В.И. Слободчиков // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой. - Ч. 2. - М.: Институт психологии РАН, 2012.- С. 247-250.

Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 3-17.

Слободчиков В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 421 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии /

Н.В. Хамитов. - Киев: Ника-Центр, 2002. - 334 с.

Шувалов А.В. Принцип симфонии в системе образования (психолого-педагоги- ческое эссе) / А.В. Шувалов // Образовательная политика. - 2011. - № 3. - С. 97-105.

Шувалов А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 3-16.

Шувалов А.В. Проблема психологического здоровья в свете православной духовной традиции / А.В. Шувалов // Человек. - 2011. - № 6. - С. 134-151.

Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 1-10.


[1]Антропо-практика — это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, направленная на культивирование (выращивание) предельного (максимального) выражения «человеческого в человеке».

[2]М. Хайдеггер в своей знаменитой работе «Бытие и время» (1927) замечал, что чело­век есть не только «бытие-в-мире» (Das-sein-Welt), но он главным образом есть «бытие-с- другими» (Mit-anderen-Sein).

[3]Не путать с многомерностью человеческой психики.

[4]Схема 1 читается снизу вверх.