А.В. Потапова
Одним из необходимых качеств личности безопасного типа поведения является наличие коммуникативных и организационных способностей и умений, умение взаимодействовать с другими и помогать им. С этой точки зрения настораживает факт увеличения числа студентов, имеющих высокий показатель по алекситимии.
Алекситимия характеризуется затруднением или неспособностью человека точно описать собственные эмоциональные переживания и понять чувства другого человека, трудностями определения различий между чувствами и телесными ощущениями, фиксацией на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям [1, 2]. Теорий формирования алекситимии несколько, но точного представления о причинах возникновения алекситимических расстройств пока нет. Выделяют первичную (конституциональную) и вторичную алекситимию. Развитие вторичной алекситимии связывают с особенностями семейного воспитания ребенка, с переживаемыми человеком заболеваниями, тяжкой психической травмой. Алекситимия чаще встречается у мужчин — «мужчины не плачут», она может развиться у взрослого человека под воздействием каких-либо переживаний — не умея переживать эмоции, человек учится их не замечать, не испытывать... [2].
Вторичную алекситимию рассматривают как защитный механизм, реакцию психики на сверхсложную для них ситуацию. При этом подобные защиты характерны для инфантильных, незрелых личностей.
Для страдающих алекситимией характерно наличие непонятных состояний, находящихся где-то внутри человека (описываемых как телесный дискомфорт):
путаница между мыслями, чувствами и телесными ощущениями;
подмена чувств и эмоций на мысли и социально привычное поведение;
страх проявления собственных эмоций и чувств, что приводит к накоплению эмоционального напряжения и аффективным вспышкам (состояние замкнутого круга); при этом исчезает интерес к жизни, жизнь становится пустой, скучной, обычной — за отрицательными исчезают и позитивные эмоции;
ощущение себя неживым, не таким, как все — склонность к зависимостям, особенно химическим;
нарушение вегетатики: ИБС, гипертония, астма, язвенная болезнь, гастриты и т. д. [2].
Отмечено, что алекситимия чаще встречается среди населения с низким социальным статусом и доходом, а также невысоким уровнем образования [3]. В студенческой среде признаки алекситимии характерны для 10 % студентов — 1,8 % девушек и 8,2 % юношей [3].
Анализ обращений студентов младших курсов к психологу, проводящийся авторами на протяжении многих лет, показывает, что за последние несколько лет изменились вопросы, которые ставят студентов в тупик:
что ты чувствуешь в этой ситуации, здесь и сейчас? (на подобный вопрос чаще всего следует ответ: я не хотел... а чего он... не знаю я...);
для чего ты это сделал? (и опять ответ — а чего он. или — потому что.);
что чувствует, хочет и что может сделать ваш партнер? (а я не знаю.);
почему он это говорит и делает? (не знаю.).
Разговор в основном сводится к обсуждению отдельных событий — кто что сказал или сделал. Оценки, даваемые событию, поведению, ситуации, напоминают лексикон людоедки Эллочки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (многие студенты не знают, кто это): кошмар, ужас, отстой, клево, классно (!) и т. д.
Редко когда студент или студентка могут представить другие варианты своего поведения в сложной для них ситуации, поведения другого человека, реакции другого на их поведение, эмоции, которые могут возникнуть у другого человека в ответ на его (ее) поведение или высказывание. Ситуации, события, происходящие с ними, ставят их в тупик, являются для них неожиданными, непонятными, их невозможно предсказать, ими невозможно управлять.
Похоже, молодые люди существуют в неком тумане, не понимая ситуации, своих эмоций и реакций, реакций и эмоций других. Это приводит к росту уровня тревоги и агрессии у студентов, к проблемам в общении, жалобам на непонимание и несовместимость в студенческой среде на самых разных уровнях.
К проведению этого исследования подтолкнули результаты изучения системы межличностных взаимоотношений (как между сверстниками, так и с преподавателями) студентов-первокурсников, анализ ведущих копинг-стра- тегий студентов и анализ обращений студентов к психологу.
В исследованиях участвовали 353 студента первого курса технического вуза, 50 студентов первого курса и 15 студентов третьего курса педагогического вуза. Исследования проводились на добровольных началах, студенты знали цели тестирования, по результатам получили по запросу психологическую консультацию.
Из 353 студентов первого курса технического вуза (из них девушек — 245, юношей — 108 чел.) признаки алекситимии демонстрируют 16,79 % студентов, из них среди юношей 15 % и среди девушек 17,5 %. В зоне риска находятся 23,43 % студентов, из них (среди юношей — 17,5 %, среди девушек — 28,75 %)
Таким образом, на уровне нормы находятся — 53,85 % девушек, 67,8 % юношей.
Подобные результаты резко отличаются от встречающихся в литературе данных. Цифры, полученные нами, не только намного выше приводящихся в литературе, но и гендерный показатель также отличается — выраженное алекситимическое расстройство несколько более часто встречается у девушек.
С высокой долей вероятности можно говорить, что мы имеем дело со вторичной алекситимией, являющейся следствием нарушенной в современной семье системы родительско-детских взаимоотношений, особенностями современной российской школы, направленной только на формирование знаний, позволяющих успешно сдать ЕГЭ и не уделяющей должного внимания воспитанию учащихся, созданию благоприятного, психологически безопасного климата в школе.
Студенты, поступившие в технический вуз, изначально ориентировались на негуманитарные — математику, физику, химию и т. д. — дисциплины. Подготовка к ЕГЭ, как представляется, вообще не предусматривает глубокого общения между учителем и учеником. Возможно, учащиеся, предпочитающие негуманитарные дисциплины, обладают повышенной аналитичностью, предпочтением логики, несколько сниженной эмоциональностью. В таком случае студенты гуманитарных специальностей должны отличаться в лучшую сторону.
Студенты педагогических вузов, по роду выбранной деятельности, должны иметь склонность к общению, заинтересованность в людях (интерес к ним), они в большей мере выбирают гуманитарные дисциплины или хотя бы дисциплины естественного блока. Для них должны быть в целом характерными качествами эмоциональность, рефлексия, владение словом.
Выборочные исследования среди студентов младших курсов педагогического вуза (50 студентов первого курса и 15 студентов 3 курса) показали, что уровень алекситимии у них хоть и отличается от уровня у студентов технических специальностей в лучшую (меньшую) сторону, но незначительно.
Не соответствуют норме 40,3 % студентов, в зоне риска находятся 15,24 % студентов. Соответствуют норме 59,7 % студентов-педагогов и психологов.
Подобные цифры объясняют характер проблемных и конфликтных ситуаций, с которыми сталкиваются студенты, характер типичных запросов к психологу.
Основные вопросы к психологу, задаваемые студентами первого курса, — это взаимоотношения с однокурсниками, запрос на непонимание себя. Одной из наиболее часто встречающихся проблем является профориентация. Уже поступив в вуз, а часто и отучившись в нем несколько лет, студенты понимают, что это не их специальность, но что — их (что им нравится, чем бы они хотели и могли заняться) — разобраться не в состоянии.
Анализ корреляционных зависимостей уровня алекситимии и других личностных характеристик показывает, что достаточно сильная зависимость прослеживается между уровнем алекситимии и уровнем тревожности студентов (г = 0,544), уровнем алекситимии и уровнем фрустрации (г = 0,58). Чем более студент тревожен и фрустрирован, тем в большей степени может быть выражена алекситимия.
Высокий нейротизм может служить «подложкой» для формирования алек- ситимических расстройств, хотя прямая взаимосвязь прослеживается слабо. Экстраверты, вероятно, за счет общительности, большого количества контактов, ориентации на себя самого, легче справляются с проблемами понимания себя, чем интроверты.
Таким образом, для воспитания личности безопасного типа поведения необходимо не только формировать у учащегося глубокие знания, умения и навыки в области БЖД, не только формировать гражданскую позицию, но и учить понимать себя, свое состояние, состояние других людей. Необходимо с самого раннего возраста учить детей выражать свои эмоции (социально приемлемым способом, не в тот момент, когда они разрывают человека, их испытывающего из-за силы и неуправляемости этих накопленных эмоций, а тогда, когда они только начинают проявляться, осознаются и когда ими можно управлять), учить социально принимаемым формам взаимодействия, развивать воображение, эмпатию, эмоциональную грамотность детей.
Исходя из того, что человек с алекситимией не способен научить ребенка понимать и выражать свои чувства, задача обучения будущих учителей ОБЖ контакту с самим собой становится очень актуальной.
На уроках ОБЖ, говоря об опасностях разного характера, учителям необходимо уделять внимание не только поведению, но и эмоциональному состоянию человека в кризисной, чрезвычайной ситуации.
Таким образом, проблема алекситимии не только демонстрирует «зоны риска» возникновения психосоматических заболеваний, сложностей в межличностных взаимодействиях, но и ставит дополнительные задачи перед преподавателями безопасности жизнедеятельности в школе и вузе по формированию личности учащегося, и особенно будущего преподавателя ОБЖ.
Список литературы
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Концепция алекситимии // Журнал социальной и клинической психиатрии. 2003. № 1. С. 128-145.
Николаева В.В. О психологической природе алекситимии // Телесность человека: междисцилинарные исследования. М.: Наука. 1993. С. 84-93.