И.А. Журавлёва
В повседневной жизни каждый ребенок дошкольного возраста взаимодействует с социальной средой, устанавливает определенного рода контакты со взрослыми и другими детьми. Во взаимодействии с обществом ребенок отстаивает свое мнение либо соглашается с чужим, выражает свое отношение к тем или иным явлениям, проявляя личностную активность, предъявляя особенности своей личности социуму. Предъявление социальному окружению особенностей личности реализуется в процессе одной из форм активности личности — самопрезентации.
Впервые термин «самопрезентация» изучался в эпоху античности, в дальнейшем получил широкое развитие в зарубежной психологии и значительно позже в 90-х г. XX в. — в отечественной психологии.
В Древней Греции самопрезентация определялась как самовыражение субъекта в образе. Платон акцентировал внимание на активной, творческой, целенаправленной деятельности по созданию образа, соответствующего соз- дателю-прообразу [9: с. 17]. Аристотель уделил внимание тому, что создаваемый образ не обязательно должен быть полностью адекватным отображаемому субъекту [9: с. 18]. В дальнейшем идеи Платона и Аристотеля продолжают американские философы, психологи, социологи: У Джемс, Дж. Мид и Ч. Кули,
Э.Гоффман. Так, У Джемс определяет самопрезентацию как активность, основанную на врожденном свойстве психики — самовосприятии, полагая, что человек способен создать свой образ, опираясь на то, как он чувствует себя, не придавая значение социальному окружению. Дж. Мид утверждает, что выработка образа представляет разновидность приспособительного поведения, основанного на врожденном умении человека принимать роль другого человека. Отводя значимую роль обществу в формировании образа, Э. Гоффман заявляет о создании правильного образа, отмечая способность сознательно корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями окружения [2: с. 645]. Закрепляет данные идеи Ч. Кули, утверждая, что образ, создаваемый для других, по своей природе не может не быть социальным. Стремление привлечь внимание, создать «правильный» образ — врожденны и проявляются уже в младенчестве, например, с «комплексом оживления» и человек способен управлять создаваемым образом.
Д. Майерс, интерпретируя феномен самопрезентации, определяет ее как «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление о себе или впечатление, соответствующее чьим- либо идеалам» [3: с. 395]. Соглашаясь с позицией Д. Майерс, М. Снайдер, определяя самопрезентацию как управление впечатлением, отмечает, что некоторые люди осуществляют управление впечатлением, обращая внимание на свое «внутреннее Я», иные — на то, какое впечатление производят на других [5: с. 51]. Можно сказать, что самопрезентация — это активность человека, направленная на представление желаемого образа как для аудитории, то есть вовне, так и внутрь. Тем самым понимание самопрезентации и предъявляемого образа выходит на личностный уровень, учитывая особенности мотивации, потребностей человека.
Углубление понятия «самопрезентация» с позиции личности происходит в исследованиях теории когнитивного диссонанса. Изучаемый Л. Фестин- гером феномен интерпретируется как активность личности, направленная на устранение когнитивного диссонанса, для сохранения единства «образа Я». Развивают подобную идею Дж. Тедеши, Б. Шленкер, Т. Бонома, отмечая, что человек как личность, самопрезентируясь, сохраняет свою целостность [5: с. 95] и лишь стремится быть последовательным в производимом впечатлении. Дополняя данную идею, Р. А. Викланд утверждает, что в предъявлении себя обществу личность проявляет индивидуальные различия, основанные на мотивации [5: с. 97]. Не отрицают предложенные идеи Б. Шленкер и Р Бауместер, дополняя их постулатом о том, что самопрезентация демонстрирует наши мысли и характер [5: с. 113].
В 90-х гг. XX в. явление самопрезентации становится предметом исследования в отечественной социальной психологии. Изучение данного явления зарождается в контексте проблемы общения. Так, Б.Ф. Ломов описывает общение, в процессе которого возможна и самопрезентация человека, в котором происходит «цементирование» качеств личности и в то же время развитие их. Согласно идеям В.Н. Парфенова, в самопрезентации человек демонстрирует особенности отношения к партнеру, привлекательные черты характера и способности, статус через знаковые атрибуты и невербальную коммуникацию.
В свою очередь Л.Б. Филонов отмечает, что личность стремится всегда создать впечатление о себе и предъявляет личностные качества [10: с. 39], что проявляется исключительно во время общения, когда каждый из субъектов общения проявляет активность. Продолжая исследовать самопрезентацию в контексте общения, А.А. Бодалев подчеркивает «двойственость» процесса, в котором человек может быть и активным, и пассивным, и в тоже время может быть не только субъектом, но и объектом познания, в процессе которого формируется отношение к окружающему миру и самому себе.
Новым направлением, в котором исследуется самопрезентация в 90-х гг. XX в. в отечественной психологии, является имидж-психология. В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам» [9: с. 76]. Ю.С. Крижановская и В.П. Третьяков описывают самопре- зентацию как «способность в большинстве случаев неосознаваемо направлять восприятие партнера по определенному пути» [7: с. 14]. В противовес их идеям Е.А. Петрова отмечает в большей степени сознательность самоподачи [7: с. 23], в процессе которой человек самоопределяется, «показывая» себя как человека определенного типа. По ее мнению, в процессе самоподачи человек развивает психосемиотическую компетентность и рефлексию, основанную на достижении успеха в предъявлении себя. Н.А. Ананьева отмечает, что индивид стремится сообщить окружающим то, что необходимо [1: с. 99]. В работах О.А. Пикулевой самопрезентация рассматривается как деятельность (активность), в различной степени осознаваемая и реализуемая в межличностном взаимодействии, предъявлении «Я-информации» [8: с. 87-88]. Е.В. Сидоренко, а также А.Н. Лебедев-Любимов, устанавливая в основу понятие «самореклама», характеризуют самопрезентацию как процесс достижения целей, возможность управлять впечатлением [5: с. 16-18]. Е.Л. Доценко анализирует понимание самопрезентации, основываясь на понятии «манипуляция», в процессе которой происходит создание необходимого образа. Продолжая идеи о манипуляции, Ю.М. Жуков разработал «правила общения», способствующие улучшению самоподачи.
Таким образом, онтогенез понятия «самопрезентация» в психологии начался с образа субъекта, продолжился в контексте проблемы общения, личности, затем — активности, в дальнейшем, преломляя эти идеи, стал изучаться в контексте «самоподачи», «имиджа», «саморекламы», «манипуляции».
Несмотря на многообразие определений самопрезентации, данный феномен явственно соотносится и с внутренним миром человека, и с ориентацией на социальную ситуацию. В нашем понимании самопрезентация — одна из форм проявления активности личности, зарождение которой приходится именно на дошкольный возраст. Поэтому, на наш взгляд, самопрезентация личности в дошкольном возрасте может рассматриваться как одна из форм проявления активности личности ребенка.
Активность личности дошкольника может наблюдаться в повседневной жизни, но особо ярко она проявляется в ситуации неопределенности, когда возникает выбор, или в ситуации фрустрации. Каждый день человек, согласно идеям экзистенциальных психологов, делает выбор и в стабильных, и в стрессовых условиях.
Ребенок, проявляя личностную активность (самопрезентируясь), предъявляет социуму индивидуальные личностные характеристики, которые Б.Г. Ананьев и
В.С. Мерлин определяют как «закрытую систему с уникальным сочетанием всех свойств человека как индивида и личности» [4: с. 22].
В нашей работе индивидуальные личностные характеристики дошкольника предъявляемые в особой форме активности личности — самопрезен- тации, выявлялись в пилотажном исследовании. Оно проводилось в 2010 г. на базе ГОУ Детский сад № 328, ГОУ Детский сад № 2387 г. Москвы. Группа дошкольников (90 респондентов от 3 до 6-7 лет) не была поделена на подгруппы в соответствии с традициями возрастной психологии. Дети опрашивались индивидуально и лишь после получения согласия родителей, в привычной для них обстановке.
Инструментарий пилотажного исследования представлен методикой: «Кто Я?» (разработана представителями интеракционистского направления М. Куном и Т. Макпартлендом), а также проективным методом депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина, К.А. Хвостов). Первая методика «Кто Я?» позволяет нам изучить содержательные характеристики идентичности личности дошкольника, предоставляет характеристики собственного восприятия человеком самого себя, отражает собственное представление о своих личностных характеристиках и своей принадлежности к той или иной социальной группе. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания позволяет изучить личностные особенности детей в возрасте от 3 до 8 лет в ситуациях общения со взрослыми (учителем-воспитателем, родителями) и сверстниками.
В связи с быстрой утомляемостью, неспособностью к длительной концентрации внимания и неусидчивостью респондентов предъявление методик осуществлялось в определенном порядке: сначала методика «Кто Я?», затем, через некоторый промежуток времени, в другое время суток или день — проективный метод депривации структурных звеньев самосознания.
Анализ данных результатов исследования позволил зафиксировать особенности развития личности дошкольника и особенности самопрезентации как одной из индивидуальных личностных характеристик в дошкольном возрасте.