И.Р.Айриянц
Современная психиатрия причисляет пристрастие к азартным играм (лудиоманию) к так называемым «нехимическим аддикциям», наряду с пристрастием к компьютеру и Интернету, в частности. Социологи считают, что у 0,5-1,5% (по другим сведениям 2-3%) населения развитых стран наблюдается зависимость от азартных игр (истинно азартные игроки), «социальными» же игроками являются по их данным примерно 60% населения (они хотя бы раз в год проводят время в игровых клубах). Ниже приведем некоторые статистические данные по игрокам: 80% из них составляют мужчины, 87% в возрасте от 18 до 44 лет, образование в 54% случаев среднее и среднее специальное, 43% - высшее. Женаты 62%.
Психические особенности и выбранный образ жизни этой категории людей не может не влиять на их сексуальную жизнь, вызывая различные дисфункции, и парную дисгармонию.
По данным В.В.Зайцева, А.Ф.Шайдулиной, для азартных игроков характерны следующие личностные особенности:
· Трудоголизм
· Категоричность в суждениях, чрезмерная критичность к близким.
· Высокий уровень внутренней энергии, которую порой «некуда девать»
· Лживость, склонность к преувеличениям, искажению фактов, авантюризм.
· Лудиоманы часто скучают в обществе, склонны продолжать деловую активность в нерабочее время при помощи телефонных переговоров; являются хорошими организаторами, но плохими исполнителями; они выступают инициаторами различных проектов, которые не доводят до конца.
Преморбидными особенностями личности лудиоманов являются:
Черты, характерные для тревожного (уклоняющегося) специфического расстройства личности: крайняя несамостоятельность, слабоволие, неспособность отказать из-за страха быть отвергнутым, ранимость, нежелание брать на себя ответственность, безоговорочное подчинение значимым людям; страх одиночества.
Алекситимия
Импульсивность, неумение планировать свое время, неспособность добиваться своих целей.
Наличие различных видов фобий.
Низкая толерантность к фрустрациям.
Многие Лудиоманы страдают и другими зависимостями – в том числе и химическими – алкоголизм, наркомания (по данным психиатров, исследовавших преморбид лудиоманов, среди них часто встречаются «сухие» алкоголики - не пьющие после кодирования).
Как следствие этих особенностей, для лудиоманов характерны социальная неприспособленность, узкий круг общения (или поверхностные знакомства с широким кругом людей, дефицит истинных друзей с настоящей эмоциональной связью, близких человеческих отношений).
Возможность сублимации сексуального влечения у зависимых игроков объяснимо уже при рассмотрении одного из наиболее привлекательных и неотъемлемых свойств игры: связанным с ней напряжением, которое несет в себе стремление к разрядке, расслаблению – что напоминает ощущения сексуального голода (абстиненции или фрустрации) с настоятельным желанием разрядки, избавления от напряжения. Это, очевидно, перекликается с теорией Фрейда, объясняющей суть сексуального либидо. Игра является для зависимых игроков наиболее привлекательным способом релаксации и получения удовольствия.
Память об игре (ассоциация игры с чувством удовольствия, разрядки напряжения) сохраняется надолго после ее окончания – то есть выполняется сходный для сексуального импринтинга механизм запоминания игрового удовольствия.
В.В.Зайцев, А.Ф.Шайдулина считают, что «азартный игрок самоизолируется, изменяется его мировоззрение в целом… в итоге происходит самоотторжение человека из общества». Одним из характерных признаком развившейся у человека зависимости от азартных игр являются разрыв семейных отношений. Само «игровое поведение» может провоцироваться нарушениями в семейных и сексуальных отношениях (игрок не хочет возвращаться домой после работы из-за нежелания встречаться с женой или для избегания скучной, однообразной домашней обстановки).
Следует знать обычные для азартных игроков семейные обстоятельства: в игровой клуб их привлекает не только азарт, но и желание избежать домашнего скандала, или лишний раз столкнуться с тем, что окружающие его люди не интересуются им, не участвуют в происходящем в его жизни, избрали безразличную позицию.
Любопытно отличие поведения истинных лудиоманов при проводящихся во время розыгрышей призов в клубах развлекательных мероприятий эротического характера (эротических танцев, стриптиза). Их поведение отличается как от стереотипного поведения завсегдатаев обычных ночных клубов, так и от социальных игроков, присутствующих здесь же на представлении.
В отличие от мужчин из вышеперечисленных групп, лудиоманы практически не прекращают игры – не «отрываются» от игрового автомата во время представления, не обращают внимания на танцовщиц стриптиза даже при полном их обнажении.
Отношение их к операторам, работающим в игровых клубах также показательно. Не секрет, что многие лудиоманы приходят в игровой клуб только в определенные смены сотрудников – к определенному оператору, который становится для них своеобразным талисманом – «гарантом» выигрыша. Если социальные игроки обращают внимание, сетуют на непривлекательность сотрудниц, изъявляют желание видеть в качестве обслуживающего персонала именно девушек, к тому же с привлекательной внешностью и молодого возраста, то истинные азартные игроки никогда не обсуждают внешность женщины-оператора, часто не позволяют приближаться к себе даже самым привлекательным сотрудницам. Их выбор «оператора-талисмана» не зависит от пола и внешности, напротив, мужчина-оператор часто для них даже предпочтительнее, так как способен более детально обсудить суть игры, мнимые «игровые системы», и нередко сам разделяет пристрастие к азартным играм (по данным сотрудников службы режима не менее 50% (до 80%) операторов – мужчин сами являются или становятся азартными игроками). Среди постоянных посетителей игровых клубов есть и семейные пары, и просто постоянные партнеры. Если социальные игроки, обладающие истерическими чертами, приводят для времяпровождения в игровые клубы не только друзей, но и своих партнерш, где активно общаются с ними, разъясняют условия игры, стараясь «произвести впечатление», бравируя отношением персонала, как к завсегдатаю, VIP-клиенту, то истинные лудиоманы приходя парами в игровой клуб практически не общаются друг с другом. Если женщина не является азартным игроком, партнер стремиться избавиться от общения с ней, «покупая» себе одиночество – дает ей крупную сумму денег на игру, перепоручает операторам клуба.
Менеджеры и операторы игровых клубов, постоянно общающиеся с азартными игроками, отмечают, что в иерархии их ценностей сексуальная сфера, безусловно, уступает игровым предпочтениям, и в целом интерес к этой сфере снижен, вытеснен по сравнению с их ровесниками.
При изучении личностных особенностей операторов игровых клубов нельзя не упомянуть присущую им высокую тропность (см. выше) к игровой зависимости у сотрудников – мужчин (равно, как и у менеджеров и сотрудников охраны). Среди операторов-женщин эти цифры значительно ниже: от 1 до 20%. Характерологическими особенностями постоянных сотрудников игровых клубов являются низкие волевые качества, зависимый тип личности, беспринципность, стремление и умение манипулировать людьми. Невысокий уровень интеллекта, характерный для сотрудников игровых клубов косвенно подтверждается распределением их по уровню образования: 70-80% среднее и среднее специальное и 20-30% - высшее. Причем, практически ни один из них не только не работал после окончания ВУЗа по полученной специальности, но и не пытался устроиться на такую работу, либо после первой неудачи стал подыскивать для себя занятие, приносящее быструю прибыль, в ущерб перспективам профессионального, карьерного роста. Большинство кандидатов на вакансию оператора ранее уже работали в сфере обслуживания в качестве официантов, барменов, либо на аналогичной должности – причем более 50% скрывают истинные причины увольнения – недостачи, игру на автоматах во время работы, растраты из-за желания отыграться. Среди объединяющих этот контингент социальных условий следует отметить отсутствие материальной поддержки со стороны семьи, или необходимость самим поддерживать родителей, неполный состав семьи (матери-одиночки с несовершеннолетними детьми). Вынужденный поиск вакансий на рынке неквалифицированного, низкооплачиваемого труда объясним еще и отсутствием жилищных условий, прописки, регистрации в городе, где они работают/устраиваются на работу.
По составу семьи операторы игровых клубов распределятся следующим образом: мужчины женаты в 80-90% случаев, женщины замужем в 10-15%, находится в гражданском браке 15-20%, и одиноки (в том числе разведенные матери-одиночки) - 65-70%. Одним из мотивов при устройстве работу для женщин-операторов является надежда устроить и свою личную жизнь, выйти замуж за «богатого клиента», чего практически никогда не происходит (не только из-за вышеупомянутого отсутствия интереса азартных игроков к персоналу, как к потенциальным сексуальным объектам, но и из-за нежелания большинства игроков смешивать личную, семейную жизнь с часто тщательно скрываемой, «темной» стороной своей жизни – азартной игрой).
Таким образом, как у лудиоманов, так и у многих сотрудников игровых клубов формируются «порочные» круги, ведущие к дисгармоничным сексуальным и личным отношениям. У азартных игроков при снижении/вытеснении либидо лудиоманией, оттеснении сексуальной сферы на дальние позиции в иерархии жизненных ценностей, частой алкоголизации, присутствии практически в течение всего внерабочего времени в игровых клубах, неминуемо нарушаются имеющиеся семейные отношения или нет возможности их построить. Исключением являются те семьи, где жена/муж разделяют пристрастие партнера и они оба, возможно даже вместе, посещают игровой клуб. Однако не являясь при этом социальными игроками, супруги неминуемо превращают свой брак в формальный, без истинной психологической и сексуальной близости, на которую им не хватает ни сил, ни времени. Для операторов и других сотрудников игровых заведений, страдающих лудиоманией, работа и игра сливаются в одно сплошное времяпрепровождение, также не оставляющего возможности для налаживания и развития нормативных парных отношений.