Смекни!
smekni.com

Об экономической целесообразности… (стр. 2 из 2)

Цель рыночного характера - полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при любых складывающихся условиях. Личности с совершенным рыночным характером не имеют даже своего собственного "я", ибо их "я" постоянно меняется в соответствии с принципом "Я такой, какой я вам нужен".

У людей с рыночным характером нет иных целей, кроме постоянного движения, но если спросить их, почему они стремятся к наибольшей эффективности, то на этот вопрос у них нет настоящего ответа, они предлагают одни лишь рационализации типа "в целях постоянного расширения компании". Они не интересуются (по крайней мере, сознательно) такими вопросами, как "Для чего живет человек?". Они не задаются никакими вопросами, кроме одного - насколько хорошо они функционируют, - а судить об этом позволяет степень их продвижения по карьерной лестнице.

Они не испытывают глубокой привязанности к другим, но не потому, что они так эгоистичны, а потому, что их отношение к себе непрочно. Они любят покупать и потреблять, но совсем не дорожат тем, что приобретают. Отсутствие привязанностей делает их безразличными и к вещам. Пожалуй, единственное, что имеет для них какое-нибудь значение, - это престиж или комфорт, которые дают эти вещи, а не сами вещи как таковые. В конечном счете, и сами они просто потребляются, как друзья или любовники, поскольку и к ним не существует никаких глубоких привязанностей.

Нарисованный гротеск «рыночного человека» в чистом виде, конечно, почти не встречается. Существуют различные типы отношения к труду:

1. Западное, т.н. "протестантская этика". Грубо упрощенный ее вариант таков: человек попал на место часовщика, старшего бухгалтера, парикмахера или начальника главка, и добродетель его в том, чтобы добросовестно трудиться на этом месте, не думать о смыслоносности, получать за свой честный труд деньги, а уж потом где-то в стороне на них осмысленно "оттягиваться".

2. Восточное, традиционное, когда для человека с детства предопределено, что он будет, скажем, лепить горшки. Он не думает, почему он так решил, не пытается сопоставить эту профессию с прочими и не рефлектирует на тему перспектив служебного роста. Просто он родился в деревне горшечников, и все!

3. Русское. Хорошо выражается фразой "Русские вообще никогда не работают". Покуда смысл работы им непонятен, это для них - не работа, а каторга, "вкалывание" из-под палки. Но как только смысл деятельности проясняется - она немедленно становится подвигом во имя смысла, делом чести, дерзанием - чем угодно, кроме нормальной профессиональной работы.

Как только количество людей в компании, работающей в России, осознающих, ради чего они работают, превышает хотя бы половину, зачастую волшебным образом появляется миссия самой организации и становятся возможными согласованные действия, в том числе и во имя экономической целесообразности.