ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
Записывалось интервью с банкиром. Его убедили выйти из любимого кабинета и записали интервью на фоне здания банка. Да так, что все то время, когда он говорил, в кадре было видно название банка на здании, входящие и выходящие люди. В итоге, даже если предположить, что зрители не особо прислушивались к тому, о чем говорил банкир, то по крайней мере в кадре все время присутствовало название банка, и входящие-выходящие из офиса люди свидетельствовали о том, что в банке "кипит" работа.
СОВЕТ 9
Выбирая место для съемки интервью, в первую очередь, отталкивайтесь от темы беседы и профессиональной деятельности Интервьюируемого. Если "говорящего" места нет, запишите интервью на улице у знакомого и любимого горожанами объекта (памятник архитектуры, например). Если Интервьюируемый все-таки не соглашается выходить из кабинета, найдите "говорящие" предметы и включите их в процесс съемки.
1.6. Особенности съемки.
До начала записи убедитесь, нет ли за спиной Интервьюируемого каких-либо предметов, которые в кадре (на заднем плане) могли бы мешать или даже рассмешить зрителя. Любой профессиональный оператор это знает и контролирует. Но, к сожалению, на "заказную" съемку не всегда посылают именно Мастеров операторского искусства… Поэтому лучше Ведущему контролировать все самому!
ПРИМЕР ТИПОВОЙ ОШИБКИ
Для одной программы записывали интервью с директором краеведческого музея. На стенах комнаты, где велись съемки, висели: оружие, охотничьи трофеи, предметы быта и т.д. И так вышло (этого никто не заметил), что во время записи интервью на заднем плане висели огромные ветвистые рога оленя... К сожалению, эти рога оказались как раз на уровне головы директора музея и при просмотре уже записанного материала журналисты и редактора, к своему ужасу, увидели человека с рогами оленя, вдохновенно рассказывающего о природе родного края...
СОВЕТ 10
Проверьте, нет ли на заднем плане в месте съемки предметов, которые могут "соединяться" в кадре с участником интервью и нелепо или смешно дополнять его образ на экране. Проверьте, нет ли в кадре теней, грубо искажающих телевизионную картинку. Старайтесь, чтобы берущий интервью журналист сидел прямо у объектива камеры и Интервьюируемый, отвечая ему, смотрел в сторону Зрителей, в объектив.
Итак, интервью началось. Самая трудная ситуация - это прямой эфир. Камеры включены. Свет в глаза. Все, что Интервьюируемый сейчас говорит, слышат тысячи людей... Не волноваться невозможно.
СОВЕТ 11
Всегда выслушивайте вопрос или реплику собеседника до конца. Даже если Вы знаете вопрос!
СОВЕТ 12
Выдержите паузу 2 секунды. Попробуйте сделать паузу естественно, поблагодарив за вопрос, назвав его интересным. Лишь после этого излагайте ...
СОВЕТ 13
Перед ответом, внимательно посмотрите собеседнику в глаза и начинайте говорить фразу только после того, как Вы проговорили ее в уме. (Так музыканты и певцы, прежде чем взять верную ноту, представляют ее звучание в уме.)
2.2. Направление взгляда.
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Очень часто у гостей программ на ТВ "бегают глаза". Взгляд неожиданно направляется в разные стороны. Происходит это автоматически. Дело в том, что в съемках (помимо Ведущего и Интервьюируемого) участвуют еще люди: операторы, осветители и др. И эти люди не всегда стоят неподвижно, они двигаются, выполняют свою работу… На них-то в первую очередь и реагируют глаза неопытного участника телеинтервью.
СОВЕТ 14
Смотрите в камеру, только если Вы подчеркиваете, что говорите для зрителя. В остальное время смотрите на собеседника. Ошибка, распространенная среди тех, кто считает себя уже "опытным" - говорить исключительно на объектив камеры. Это часто выглядит как нарочитое выпячивание собственной персоны и как неуважение к Ведущему.
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Если гость программы приносит с собой тезисы-подсказки, то непроизвольно он начинает в них подглядывать.
СОВЕТ 15
Если Вы не можете обойтись без своих бумаг и записей, то лучше возьмите и открыто зачитайте нужную часть текста. Но не подглядывайте украдкой!
2.3. Внешний вид в кадре.
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Одна из самых распространенных ошибок - непроизвольные движения рук (поглаживание, почесывание, складывание немыслимых фигур, щелканье суставами пальцев и т.д.). Эти движения действительно успокаивают Интервьюируемого, но смотрятся на экране очень плохо и отвлекают от восприятия того, что он говорит.
СОВЕТ 16
Возьмите в руки ручку или очки. Так контролировать непроизвольные движения легче.
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Во время записи интервью или в прямом эфире бывает необходимо поправить прическу, вытереть пот со лба и т.д. Очень часто без этого не обойтись.
ТИПОВАЯ ОШИБКА
Очень часто во время долгого разговора у человека обсыхает слизистая оболочка губ и естественная реакция смочить губы языком. Многие женщины, несмотря на помаду, которая предохраняет губы о высыхания, тоже часто облизывают губы в кадре. На экране это смотрится очень плохо.
СОВЕТ 17
Если Вы очень волнуетесь, или в студии так жарко, что выступает пот, постарайтесь не поправлять свой внешний вид, не почесываться и не облизывать губы в то время, когда говорите. Дождитесь, когда начнет говорить собеседник - в это время объективы камер, как правило, направлены на него…
2.4. Если не хотите отвечать на вопросы.
Обычно в подготовленных интервью все вопросы и обсуждаемые темы известны. Но могут быть и неожиданности. Например, Ведущий увлекся и позволил себе незапланированный вопрос. Вопрос оказался лишним или некорректным. Другой случай - участие в неподготовленном интервью.
СОВЕТ 18
Если Вы не хотите или не можете ответить на вопрос, то возвратите вопрос собеседнику: "А что Вы думаете по этому поводу? " Или скажите: "Мне кажется, определенная часть зрителей думает так..." Далее, в первом случае пусть говорит Ваш собеседник. Во втором случае, сообщите, как минимум, две противоположные точки зрения на вопрос.
ПРИМЕР
"В 50-х годах губернатору Флориды Ф. Уоренну пришлось вести свою предвыборную кампанию тогда, когда каждый округ в штате должен был сам выбирать, снимать или нет запрет на торговлю спиртным. И вот на вопрос, какова его позиция по поводу "сухого закона", Уоренн ответил так: "Если под виски Вы подразумеваете ту живительную влагу, что веселит душу человека, несет отдохновенье от дневных забот, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, - то внесите меня в списки самых горячих сторонников продажи спиртного. Если же под виски Вы подразумеваете то дьявольское зелье, которое разрушает семьи, ломает карьеры и лишает человека способности трудиться, - смело зачисляйте меня в ряд сторонников "сухого закона"!" [1, с. 144-145]
СОВЕТ 19
Услышав неудобный вопрос, начните говорить на тему, который Вы точно владеете. "Смягченный" вариант: поблагодарите за хороший вопрос и скажите, что "как мне кажется, зрители хотели бы узнать вот о чем..." Далее - Ваша "заготовка".
СОВЕТ 20
Услышав нежелательный вопрос - "размойте его деталью". Выделите из темы вопроса не спорную деталь и сделайте ее "существенной". Провозгласите известную истину.
Примечание. См.: Викентьев И.Л., Сычев С.В. " Держите ответ. Техника ответов на сложные вопросы".
2.5. Ваш финиш.
Обычно программу заканчивает Ведущий. И, бывает, заканчивает не всегда удачно. Попробуйте сами подвести итог. А Ведущий пусть только попрощается со зрителями - пусть зрители запомнят Вас, а не его.
СОВЕТ 21
Желательно следить за временем эфира, чтобы успеть в конце высказаться.
СОВЕТ 22
После того, как Вы ответили на последний вопрос, попросите Ведущего разрешения на несколько слов. Он не откажет, даже если нет времени, предупредит только, что нужно сказать коротко. Далее сами подведите итог. (Если это заранее подготовить, то проблем не возникнет). В случае, если приближается какой-либо праздник - поздравьте людей, или отметьте какую-либо важную дату в истории.
Все! Самое страшное позади…
ВАРИАНТ 1
Был прямой эфир. Исправить уже ничего нельзя… Внимательно посмотрите материал и запишите (именно запишите) все, что не понравилось. Затем сравните свои заметки с рекомендациями данной статьи. Если Вы убедитесь, что все делали правильно, а результат Вас не устраивает, то в этом случае может помочь только специалист-консультант.
ВАРИАНТ 2
Материал записан на видео для последующего монтажа. В этом случае можно многое исправить. Правда, работа эта в основном техническая. И Ведущий, и Вы уже сделали все, что могли…
Рассмотрим 2-й вариант.
Причина, по которой Вы как участник интервью должны знать особенности монтажа, проста - работники ТВ не настолько "любят" Вас, чтобы обращать внимание на детали Вашего имиджа. Но они охотно выполнят Ваши требования по созданию ТВ-материала, если Вы или Ваши сотрудники сможете объяснить, чего хотите.
ПРИМЕР ТИПОВОЙ ОШИБКИ
Записывалось интервью с директором завода. Разговор шел не об особенно интересных вещах: станки, детали, темпы производства и т.д. Так вышло, что один из вопросов записали вначале, затем через некоторое время возникло желание еще раз его записать, раскрыть поглубже. Записали еще раз. В эфире, к великому удивлению директора, один и тот же вопрос так и прозвучал два раза…
3.1. Просмотр материала.
Первое, что нужно сделать - это уточнить хронометраж (точную длительность Вашего интервью в эфире). Как правило, записанного материала больше. Значит, нужно будет от чего-то отказываться.